В Петербурге много небольших мастерских, где работают художники, ювелиры или, например, керамисты. Одна из них находится на улице Курской, где Анастасия Егорова, художница-керамистка и литейщица из фарфора, работает с глиной. Она окончила Тюменский Государственный Институт Культуры по направлению художественная керамика. Я решила поговорить с девушкой о том, как создаются изделия из глины и в чем различия керамики и фарфора.
В мастерской Анастасии все заставлено банками с краской, контейнерами с материалами, и самое главное – глиняными изделиями. Я прохожу вдоль полок: вазы и фигурки обтекаемой формы стоят повсюду. Девушке нравится лепить статуэтки грибов, животных или выдуманных существ – нимф. Работы не похожи друг на друга, каждая из них – отражение новой идеи, которые керамистка берет из окружающего ее мира. «Их можно брать везде: это может быть тень, песня, слово, которое рождает образ в голове. Бывает, что новые идеи появляются в результате ошибок. Я лепила какое-то изделие и у меня не получалась шляпка. Я сделала ее более плоской и поняла, что это очень похоже на гриб. Так у меня появился новый персонаж», – говорит она.
После создается эскиз карандашами, а потом макет из глины. Он нужен, чтобы понять, как класть глину в будущем изделии. Следующий этап – лепка. Глину формируют пласты либо скатывают в жгуты. Потом работа отправляется в печь и обжигается. В зависимости от температуры этот этап может дать разные эффекты. При невысокой температуре изделие нагревается, и потом раскаленную работу опускают в опилки. Глазурь трескается, а глина становится почти черной. К такой технике прибегают, если хотят сделать работу в японской технологии «раку». Если температура высокая, вся зола и мелкие частицы в печи превращаются в пепел и оседают на изделии, а потом дают глянец и оставляют красивые разводы. На работе могут вырасти кристаллы, если знать, как менять температуру во время обжига. В любом случае, очень важно, чтобы изделие внутри было полым, иначе оно может взорваться в печи. Далее фигурку можно покрывать глазурью – специальной краской для глины и снова обжигать. После изделие протирается от пыли и либо остается в мастерской, либо отправляется к покупателю.
Свои изделия Анастасия создает не только из глины, но и из фарфора. Она работает в Академии кукол, где из него изготавливают части для заказных изделий. Сотрудники академии создают кукол и аксессуары к ним, елочные игрушки и интерьерные статуэтки. Анастасия рассказала, что в работе с глиной и фарфором много различий. Керамические изделия лепятся вручную, а фарфор заливается в форму. По структуре он плотный, а изделия из него получаются более легкими. «По сути, фарфор – это очищенная глина без примесей. В ней очень много коалина – вещества, которое делает ее белой», – рассказала керамистка. В мастерской Анастасии много фарфоровых изделий. Это те же самые персонажи, что и из глины, но они кажутся более глянцевыми. Фигурки почти полностью белые, и поэтому выглядят светлее, чем керамические.
Мы по-прежнему в мастерской. Я пью чай из глиняной кружки, держа в руках маленькую фигурку лягушки из красной глины. Многое из того, что рассказала Анастасия, оказалось для меня новым. Техники обжига и его особенности, процесс лепки — как и в любой специальности, в керамике есть свои тонкости работы, зная которые, можно не просто делать красивые изделия, но и даже выращивать на них кристаллы.