Диана Маратовна Ибрагимова – молодая 27 летняя писательница, известная такими книгами, как «Сезон Перелетья», «Меняющий лица» и серией романов «Сетерра». На протяжении нескольких лет Диана была участницей виртуального клуба любителей фэнтези «Terra Incognita» от «РОСМЭН» и следила за развитием конкурса «Новая детская книга». По ее словам, как только она осознала, что ей нравится сочинять истории, ей захотелось стать автором издательства. Победа в «Новой детской книге» помогла женщине попасть на работу туда. Сейчас Диана выпускает книги в жанре детского фэнтези уже более двух лет и активно работает над новыми проектами.
СТРОЧКА ЗА СТРОЧКОЙ
Я пишу с 16 лет. До этого возраста я только занималась в художественной школе и писала поэзию, но поняла, что стихи мне жутко надоели. Правда, рисую до сих пор. В основном то, что связано с моими книгами – карты миров, персонажей. Например, героев своей книги, «Сетерры», изображала сама. Мне нравится визуализировать свой текст, показывать его с разных сторон, больше вовлекать в него читателей рисунками. А первую «настоящую» книгу я написала на конкурс, на сайт «Самиздат», но очень спешила с ней, потому что на у меня было 15 дней на написание. Тогда я ещё училась в школе и готовилась к экзаменам. У меня было три — четыре часа по вечерам, за которые я каким-то чудом успела написать книгу. Мне было и радостно, и стыдно, потому что дяденьки на конкурсе говорили: «Девочка, ну ты хотя бы запятые-то расставь». Сейчас, к сожалению, писательство — это не основной мой заработок, но я к этому стремлюсь. По профессии я дизайнер, но работаю редактором и копирайтером. Писательство же занимает у меня примерно пять — шесть часов в день. Иногда целыми сутками работаю, иногда вообще не пишу, но это бывает редко. Сейчас я железно трачу три часа на сам текст и два часа на создание иллюстраций, так как выпускаю новую серию и много работаю, ведь создание книги – дело трудоемкое. Писать я могу в любой обстановке. Я писала и на автобусных остановках, и в поездках, и где-то на телефоне в поезде, где угодно. Но, конечно, комфортнее всего мне писать дома, и важно, чтобы был порядок в моем рабочем пространстве. Это помогает упорядочивать мысли и поддерживать ясность ума. А так все по большей части зависит не от обстановки, а от того, насколько ты готов приступить к написанию. Ведь бывают дни удачные, а бывают, когда себя просто не затащишь никак. Такого, что вообще не получается придумать текст, не бывает, но бывают моменты, когда совсем не выходит передать свою задумку. Я либо откладываю работу на время и занимаюсь чем-то другим, либо иду на долгую прогулку на природу. Пока гуляю, кислород наполняет мой мозг, чтобы он лучше работал, и я продумываю какие-то спорные моменты, пытаюсь понять, почему у меня не получилось показать сцену именно так, как я хотела. Может, нужно зайти с какой-то другой позиции? Может, вообще нужно изменить сцену или даже переписать, или выбросить главу? Несмотря на такие сложности, я не могу не писать. Как говорил Чехов, как только ребенок оправится от рождения, его нужно выхлестать и сказать: «не пиши». Если это не помогает, то нужно дать пряник и сказать: «не пиши», если он все равно пишет, то все, от этой писательской болезни никуда не деться.
ФОРМУЛА ФАНТАЗИИ
Для меня самое важное в книге — это персонажи. Без проработанных психологически-достоверных характеров, каким бы ни был сюжет, хорошей книги не получится. Читатель должен сопереживать героям. Поэтому важнее всего персонаж и его история, далее — мир с его атмосферой и построенные в нем психологические связи. А чтобы создать живой фантастический мир, проще всего сначала придумать «фандоп», то есть фантастическое допущение, при котором он станет уникальным. Затем нужно выбрать эпоху, в которой происходит действие. Фантастика должна гармонично с ними сочетаться. Например, мой «фандоп» — это черное солнце. Я поставила его, задала ему условие, что оно сжигает людей, и посмотрела на то, как это влияет на мир. Важно прописать отношение героев к «фандопу». В «Сетерре» люди начали каждый третий день строить укрытия, появились легенды, суеверия, проклятия, связанные с черным солнцем. Они начали подстраиваться под такую жизнь. Если у вас такое получится, то на бумаге возникнет интересный фэнтези-мир, о котором люди захотят читать. Ведь все любят убегать от реальности. Все любят сказки и приключения, сидя на диване. Человека издавна прельщает мысль о том, что он способен на большее, может властвовать над природой, покорять стихии. Нам хочется верить в волшебство и наблюдать за ним. Такой эффект для меня создал такой автор, как, например, Джонатан Страуд. Я люблю его за умение создавать захватывающий сюжет и за смелость заканчивать книги так, как они должны заканчиваться, даже если это не хэппи-энд. Люблю также Фреда Адру: он умеет рассмешить буквально каждым словом. Его можно разбирать на цитаты от и до — и это его особая магия. А вот Екатерина Соболь может заштампованный, полный роялей в кустах, сказочный сюжет вывернуть так, что это вызывает огромное удивление и эффект непредсказуемости.
МИР ЧЕРНОГО СОЛНЦА
Я шла к изданию своей книги долгих восемь лет, и много книг было написано и осталось лежать в столе. «Сетерра» получила путь к изданию благодаря тому, что я победила на конкурсе «Новая детская книга». А началась она очень странно. Я решила поучаствовать в конкурсе фантастических рассказов, в котором традиционно участвовала каждые полгода, но у меня было на это всего два свободных вечера и никаких идей. Хотелось написать что-то маленькое и незамысловатое. Помню, сидела перед пустым листом, совершенно ничего не шло в голову, и я решила записать первые строки, которые придут на ум. Это были строки о том, как некий Иремил пробует землю на соль и что-то там находит. Это показалось мне диким, но забавным, и я продолжила разворачивать идею и только в конце рассказа поняла, что речь идет о сброшенных людьми чувствах. Потом несколько человек сказали, что с удовольствием прочитали бы книгу с такой идеей. Это выглядело так сложно, что я только посмеялась. А через два месяца вдруг села и начала писать «Сетерру». В целом, на работу ушло два года. Полгода — это подготовка и полтора года — непосредственно написание. Каждый том писался с разной скоростью, дольше всего я писала последний, где нужно было собрать все сюжетные линии, он писался девять месяцев. Трилогия для меня — очень яркая аллюзия на нашу реальность, которая прослеживаешься не сразу. Я нарочно создала такую структуру книги, при которой в первом томе мир «Сетерры» кажется нам максимально далеким от реальности, максимально странным и непонятным. Но с течением сюжета становится ясно, что он не так уж далек от нашего и, чем ближе к третьему тому, тем больше точек соприкосновения с реальностью мы видим.
Диана Ибрагимова рассказала нам, что уже два с половиной года работает над новым проектом. «Гедонис» — социальная фантастика, и, как сообщает сама Диана, для нее это совершенно новый уровень. Действие происходит в мире, где наивысшей ценностью является духовное удовольствие. Оно заменяет героям деньги и социальный статус. Сюжет расскажет о проблемах, которые поджидают людей в этом, казалось бы, утопичном мире и о том, как в нем выживают люди, которые не умеют быть гедонистами. В компании писателя нам удалось попасть за декорации фэнтези-мира, в место, где создается и обтачивается каждый элемент истории, где принимают нужную форму фантазии и складываются в их отражение слова. Эта мастерская полна не только чудес, но и желания наполнить ими нашу жизнь.