Кинокартина «Ниша» вышла в прокат в кинотеатрах Петербурга 16 сентября 2023 года. Дебютная работа режиссера Антона Ермолина и сценариста Рамиля Хадиулина о грузоперевозчике из Петропавловска-Камчатского. Эта работа уже успела поучаствовать в множестве кинофестивалей и получить высокие оценки критиков.

В интервью изданию Сеанс, выпускник московского ВГИКа Рамиль Хадиулин поделился, что «Ниша» изначально была всего лишь идеей Эрика Газизова, друга сценариста, для короткометражного фильма. История о парне, который лежит на кровати, мучается бездельем и вдруг видит моль, садящуюся на фотообои, и начинает снимать эту моль. Хадиулин ответил ему: «Смотри, это только завязка. Историей это было бы, если б он выложил эту съемку на YouTube, забыл о ней и вдруг получил приглашение на фестиваль, проходивший в торговом центре с шубами — и вот он открывает шкафчик, а там ниша, в которой оборудован кинозал, где сидит моль и аплодирует фильму. Фильм назывался бы «Ниша»». Эта мысль и легла в основу сценария, который впоследствии стал его дипломным проектом.

«Ниша», несмотря на то что действие фильма происходит в России, насквозь пропитана советским духом. Задумка режиссера воплотить историю в духе кино эпохи застоя 60-80-ых годов отразилась на множестве деталей фильма. Персонажи Антона Ермолина  рефлексируют над прошлым страны, отсылая зрителей к людям, которые до сих пор верят в тайное существование СССР. В кадрах часто мелькают ковры, будто снятые со стен советских коммунальных квартир, которые также являются одним из символов «стабильного 20-го века». Может показаться, что фильм снят на пленку, но по словам режиссера это не так. Кинокартина в своих оттенках стремится к ретро, теплый свет в кадре создает ощущение приятной ностальгии, контрастирующее с застоем, духотой. Я сходила на сеанс в Петербургском кинотеатре Родина. «Ниша» изначально не планировалась к показу в прокате, по словам режиссера, они надеялись на небольшие показы в «Московском кино» или только онлайн. Несмотря на это, фильм получил значительный успех и приобрел свою небольшую, но преданную аудиторию фанатов благодаря реализации непростой задумки.

В центре сюжета оказывается семейная пара, Вячеслав и Марьям Тихоновы. Слава стремится к своей мечте стать экстрасенсом-биолокатором, выявляющим отрицательную энергию в помещениях и среди людей. Марьям вынуждена работать билетершей в старом кинотеатре, чтобы обеспечивать семью, а в свободное время от работы она вышивает декоративные ковры на заказ. В кинобудке Марьям тайно ведет беседы с киномехаником, который жалуется ей на то, что пришлось истратить весь нафталин, потому что в креслах завелась моль. Одним вечером Слава приходит за советом к своему другу, охраннику парковки, на что получает ответ: «Главное в бизнесе – определиться с нишей». Эта фраза и является завязкой фильма, мотивацией для  главных героев. Режиссер изображает Славу простым, даже слегка глуповатым, но целеустремленным. Окружающие видят в нем лишь сумасшедшего в то время, как он неотступно движется к своей цели. Марьям же, напротив, выглядит довольно рассудительной. В отличие от своего мужа она не бросает все ради мечты, а совмещает работу с любимым делом. Кажется, что Марьям и Слава говорят на разных языках, они не способны услышать и понять друг друга. Можно сказать, что они находят свою Нишу, ту Нишу, «в которой сидит моль и аплодирует». Моль – главный символ картины, время от времени появляющийся на протяжении всего экранного времени — репликах персонажей и внешних образах героев. Это олицетворение маленького «серого» человека с маленькой мечтой, которыми и являются персонажи фильма.

«Ниша» заставляет зрителя задаться вопросом: «А не сон ли это?», как у главных героев. Образ сна- как стремление и поиск к чему либо, но к чему- непонятно. Мне кажется, что основная мысль фильма заключается в том, что не найдя свою нишу наяву, на поверхности, ее можно найти в глубине — земли или сна. И там обрести то, чего, может, и не искал. Во время просмотра я как будто ощутила себя в той «абсурдной реальности», в которую тебя стремится погрузить режиссер. Кадры приковывали к себе взгляд необычными ракурсами, например, изображением полета моли. Для меня «Ниша» определенно стала ярким примером нового и необычного авторского кино 21 века, отражающего исключительно мысли его создателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *