«Я еще жив» – с такой табличкой художник Андрей Кузькин ходил по улицам Москвы в рамках одноименного перформанса. При такой «своеобразной прогулке» прохожие не могли пройти мимо, не обдумав фразу. После, он оставил дощечку в лесу, как памятник. Монумент был посвящён долгому пути и возможности забыть все ужасные воспоминания из жизни. Андрей создал большую выставку под названием «Жить забыть жить забыть» и посвятил ее теме жизни и смерти, своему размышлению о бытие и его смысле. Она проходила с 14 октября по 10 декабря в галерее современного искусства Anna Nova в Санкт-Петербурге.
При входе на первом этаже меня встретило множество «картин», нарисованных посетителями выставки. Художник предлагает взять лист бумаги, ручку и написать на нем «Я еще жив(а)», поставить инициалы и подпись. Эти небольшие картинки, являющиеся частичкой человека, будут вечно храниться в архивах проекта. Автор считает, что исчезнув совсем, личность продолжает существовать на этом листе. Рядом же были поставлены две большие таблички, где было написано «Я еще жив» и «Я еще жива», с которыми можно сфотографироваться. Далее я поднялась по белой винтовой лестнице на второй этаж. Там была представлена инсталляция «Дар забвения или формула пустого мира». Я думаю, она так названа, потому что люди порой хотят отвлечься от всего вокруг и побыть наедине со своими проблемами, тщательно их обдумать. Выкрашенные в черный цвет стены и темное освещение создавали гнетущую атмосферу. С трех сторон можно было рассмотреть круглые световые таблички: смерть, страх и ложь, а на потолке висел баннер – забвение. В центре расположился манекен, который лежал на полу в позе эмбриона, будто закрывшись от мира. Я думаю, этот герой хочет уйти в себя, закрыться, не видеть и не чувствовать мир.
По словам девушки-куратора и стендам, муляж был на грани смерти и создан из склеенных кусочков мякоти хлеба. Этот «материал» означает бесценность, ведь он насыщает нас и подходит для всех приемов пищи. На третьем этаже находились абстрактные картины. Они вдохновили меня больше всего. Я задумалась над тем, что каждый человек видит и связывает вещи по-разному, да и у всех свои вкусы. На некоторых из этих рисунков Андрей находил ассоциации между цифрами, цветами и фигурами. А кое-где виднелся лишь силуэт разных геометрических форм. К примеру, он нарисовал три неровных оранжевых круга, а сверху них написал число 29 черными красками. Также там располагались небольшие фигурки человечков из хлеба. Они лежали в самых разных позах на вытянутом столе. Они будто бы описывали разные состояния людей.
«Мой проект – делегирование высказывания, утверждение того, что нет разницы, художник ты или не художник. Феномен жизни каждого живущего равнозначен. Ценность автора и его искусства меркнет перед такими понятиями, как жизнь и смерть», – такие размышления Андрей Кузькин написал на белой стене у входа на выставку. Автор предлагает нам задуматься о философских темах через его графику, живопись, скульптуры, инсталляции и действия. Андрей Кузькин давно интересуется теориями жизни: «Что такое жить и существовать? В чём суть человеческой судьбы, как и какой след она оставляет?» и разные другие. Рассуждает о возможностях «знания и памяти», которые могли бы уберечь нас от прошлых ошибок. Интересно также то, как выставка погружает и в личные воспоминания через ассоциации с цифрами. К примеру, напоминает о важных датах – дни рождения близких. Рассматривая и анализируя проект Андрея Кузькина, я была наедине с собой, со своими мыслями и чувствами.