Заходя в спортивный зал, вставая на знакомый ковер, я снова обращаюсь воспоминаниями в то время, когда я тренировалась сама. Атмосферу художественной гимнастики всегда составляли эстетика, пластичность и красочность. Он привлекает своей грациозностью, легкостью, изящностью, но в то же время строгой дисциплиной, волей, упорством и несгибаемым стремлением к новым спортивным победам. Мне всегда было очень интересно узнать сущность тренерской работы, профессиональную жизнь тренеров, взгляд и отношение на ту или иную спортивную ситуацию, поэтому я решила поговорить с действующим тренером по художественной гимнастике.
Арина Игоревна Романова – профессиональный тренер, работает в спортивном центре «Жемчужина». Наша встреча произошла с ней в зале художественной гимнастики во время соревнований в одном из спортивных комплексов Петербурга. Несмотря на большую загруженность, она нашла время рассказать о своей работе.
Почему Вы выбрали работу тренером?
Я с самого детства «тренировала» куклу Барби. С пяти лет было ясно, в какой профессии мне хочется развиваться. Я закончила школу, была действующей спортсменкой, приехала в Петербург из Иркутска. Старалась добиваться своих целей и очень люблю и любила свой спорт, и быть лучшей в любимом деле меня всегда мотивировало, а высшей точкой роста для меня всегда была олимпийская медаль. В Петербурге я поступила в физкультурный университет имени Лесгафта, продолжила тренироваться и начала учиться. На данный момент мой официально заслуженный разряд – мастер спорта международного класса, чем я очень горжусь и буду двигаться только вперед, к новым вершинам и победам. Таким образом, я стала тренером.
Чем тренер отличается от учителя?
Я думаю, что тренер в силу своей профессии разбирается в своих подопечных гораздо больше, чем учитель. Я, например, о своих детях знаю почти все: их любимый цвет или одежду, иногда даже по взгляду понимаю, если что-то не так. Тренер больше вникает в жизнь ребенка, для него он становится почти родным. Это нужно для того, чтобы вместе «проживать» поражения и победы, двигаться к намеченной цели.
С какими детьми работать наиболее трудно для вас, и, в частности, как вы справляетесь с поведением подростков?
Тяжело работать с детьми, которые сейчас находятся в переходном возрасте. Подростки достаточно сложные, к ним нужен определенный подход. Требования не меняются, спорт у нас требует жесткой дисциплины. Часто случаются перепады настроения у подростков, но все в итоге возвращаются в зал и продолжают тренироваться. Я просто научилась реагировать определенным образом, выработалась тренерская закалка, то есть я научилась справляться со своими эмоциями, проводить занятия таким образом, чтобы не возникало конфликтов и иных неприятных ситуаций.
Как воспитать профессионально успешного спортсмена?
Сама я еще не воспитала, воспитали только меня. В свое время мне приходилось очень много тренироваться, я почти не училась, то есть мое обучение осуществлялось в формате онлайн. В университет я приходила раз в неделю, а все остальное время я усердно работала над собой в спортивной секции. Это была очень жесткая дисциплина во всем: в режиме, в питании, в плане сна, отдыха и много чего еще. Со мной работали очень большое количество хореографов и тренеров, чтобы был должный результат. Я очень сильно старалась, не пропускала занятия, работала на результат и добилась успеха в своей спортивной деятельности. Только дисциплина может воспитать того спортсмена, который будет успешным.
Как Вы мотивируете спортсменов?
Я мотивирую своим собственным примером и стараюсь все демонстрировать на себе. Где-то, конечно, приходится проявить характер и «надавить», чтобы спортсменка поняла, что необходимо выполнять те упражнения, которые предусмотрены программой, иначе это может проявиться в негативном свете в будущем. Человек должен сам стремиться к тому, чтобы быть лучшим в своём деле. Мотивация может проявляться в том, чтобы сменить условия жизни на более привлекательные, если, например, как в моём случае, основным стимулом будет выступать новый город и новые возможности.
Как проходит отбор в секцию художественной гимнастики?
В моем детстве не было особой сложности пройти такой отбор. Папа привел меня во Дворец Пионеров, и я без трудностей попала к тренеру. У нас в «Жемчужине» проводится отбор исходя из умений выполнения базовых упражнений и элементов художественной гимнастики, учитываются фактурные и иные данные ребёнка, кроме того, тренеры смотрят и на физические данные родителей.
Каким был Ваш первый тренер?
Она была очень доброй и очень требовательной. Все было по-доброму, просто словами человек добивался того, чтобы дети делали так, как нужно. Таким образом, она объясняла все с помощью слов, а не переходила на то, чтобы кому-то через физическое воздействие показать, каким образом нужно делать то или иное упражнения. Зачастую тренеры этим грешат, что не является правильным, поскольку хороший тренер должен уметь добиваться желаемого результата словами, это и есть часть его профессионализма.
После этого интервью у меня остались исключительно яркие и вдохновляющие эмоции от нашего глубокого и содержательного разговора. Общение с компетентным, обаятельным и молодым профессионалом своего дела оставила у меня приятные впечатления на долгое время. Занятия спортом, и, в частности, художественной гимнастикой, требуют исключительной дисциплины, стремления к победе и самоотдачи, большого труда на пути к достижению заветных целей. Не всем удается пройти этот путь, потому что он предполагает большое количество нагрузок, времени, сил и нервов. Идти в художественную гимнастику необходимо тем, кто готов столкнуться со всеми физическими и нравственными испытаниями, которые предполагает спорт.