Мы часто обращаемся к истории. Пытаясь понять настоящее и делая прогнозы на будущее, ищем ответы в прошлом. Есть и профессия, благодаря которой, нам по крупицам удается восстановить историю, и это археология. Бережно очищая разными щеточками мелкие древние артефакты и внимательно рассматривая их, археологи находят разрозненные кусочки каких-то предметов и пытаются составить нечто целое. Чтобы узнать больше про эту профессию, я поговорила с участником нескольких экспедиций, заслуженным археологом СССР – Надеждой Владимировной Загитовой.
Археолог – это прежде всего историк, предмет его изучения – древние цивилизации. «Студент-историк может стать археологом лишь на пятом курсе, выбрав такую специализацию для летней практики», – говорит Надежда Владимировна. Археология, как отдельная программа обучения, есть далеко не во всех российских вузах, поэтому большинство археологов – выпускники исторических факультетов. Приходят в археологию и люди из смежных наук, например, филологи. Обычно это происходит после выездов волонтерами в составе археологических экспедиций.
В таких выездах обычно есть некий план действий. Сначала – разведка. О том, что на определенной территории может быть что-то интересное, археологи могут понять из письменных источников, рассказов местных жителей, из визуального осмотра местности. Также может проводиться анализ аэросъемки или снимков со спутника. Потом необходимо получить разрешение на исследование. Такие требования объясняются тем, что при раскопках происходит разрушение археологического наследия. Но вот разрешение получено, и теперь происходит набор команды археологов. Они более подробно изучают территорию будущей исследовательской деятельности. Когда археологи приступают к полевым работам, они на плане разбивают территорию на квадраты, после чего снимают по слоям почву. Все, что находят в земле, отображают специальными значками на карте. В конце сезона (чаще всего полевые работы ведутся летом) все находки собирают, нумеруют и отправляют в центр, где будут проводиться более тщательные исследования.
Звучит просто, но на деле специалистам необходимы познания в области химии, географии, биологии и других наук. Это связано, по словам Надежды Владимировны, в первую очередь, с различными методами, применяемыми в археологии. Например, стратиграфия требует от исследователя знаний геологии. Это метод, применяя который, археологи снимают культурные слои – то есть слои почвы, в которых имеются следы жизнедеятельности человека. Каждый слой примерно десять сантиметров. Такой способ исследования эффективен в случае, если предварительно не проводились какие-либо разрушающие объект исследования работы. Другой метод археологии – сравнительный – есть в арсенале всех наук; в данном случае его специфика состоит в том, что датировка (определение возраста) культурных слоев происходит по надписям на находках, по монетам. Здесь, кроме глубоких исторических познаний, нужны и некоторые лингвистические навыки. Благодаря углублению знаний в области химии и биологии возник радиоуглеродный метод. Измерение доли радиоуглерода в образце мертвого растения или животного позволяет определить дату смерти объекта исследования. Таким способом определяется возраст до ста тысяч лет. Чтобы вести археологические работы надо владеть этими методами, это поможет установить время создания или использования найденного предмета.
На таких выездах обычно можно столкнуться с неожиданными находками. «Археология, конечно, наука мирная, – говорит Надежда Владимировна, – но однажды во время раскопок мне действительно стало жутко. Это была археологическая экспедиция с целью исследования курганов (древние погребальные сооружения, представляющее собой насыпь из земли или камня) недалеко от озера Утинка в Кемеровской области. При вскрытии очередного кургана археологи нашли останки двух людей, как позже было установлено, 18 века. Очевидно, «расхитителей гробниц» засыпало землей при попытке разворовать погребальное сооружение. Оказалось, что курган таил в себе сокровище: внутри были найдены костяки (археологи так называют скелеты), на одном из них – золотая маска. Для археологов эта маска была памятником культуры, который многое мог рассказать о людях далекого времени. Если бы воры оказались удачливее, то золотая маска, скорее всего, была бы переплавлена».
Производя раскопки, археологи часто сами не знают, с чем им придется столкнуться. Не всем установленным в результате раскопок фактам есть научные объяснения; бывает так, что версий много, но доказательств ни для одной из них недостаточно. У археологов много нерешенных загадок. Надежда Владимировна обозначила некоторые из них. Нет объяснения, почему на разных континентах люди обнаруживают фрагменты египетских пирамид. Также ученым пока непонятно, откуда взялись гены выращиваемых на полях пшеницы, риса, кукурузы, если современная наука говорит о том, что культурные растения нельзя было вывести из диких. «Самым волнительным в работе археолога, – говорит Надежда Владимировна, – мне представляется то, что находка – это загадка, и нет ничего увлекательнее, чем эту загадку разгадать». Так что вопросов для пытливого ума в археологии более чем достаточно.
Конечно же, развитие науки определяется людьми. В числе значимых для археологии имен Надежда Владимировна назвала академика А.В. Арциховского. Он впервые в СССР ввел университетское преподавание общего курса археологии. Также от нее я узнала, что в конце прошлого века археолог Ю.А. Мочанов нашел в Якутии стоянку первобытного человека и каменные орудия, возраст которых определил как 2,5 миллиона лет. Это была настоящая научная сенсация, потому что открытие Ю.А. Мочанова меняет представление ученых о том, что на самом деле было прародиной человечества. В руки ученых попадают предметы, которых касались руки тех, чье существование для нас сейчас почти иллюзорно. Если наши предки оставил в истории своей отпечаток, мы сможем многое узнать и о них, и о себе.