«Проснулся днем. Повалялся еще час в постели. Встал кое-как, умылся, прибрал взъерошенные волосы (больше года не стригся). Поел доширак с сосиской, снова послушал музыку, потом лег калачиком и даже на несколько минут провалился в сон. Пришла мама, спросила, кушал ли я. Годная музыка в плеере закончилась. Написал другу, он не ответил. Кстати, надо бы снова поесть, вечер уже. И помыться. Уже дня три откладываю поход в душ», — так описал свой день человек, попросивший остаться анонимным. Разбросанные по комнате вещи, на уборку которых, по его словам, уже второй год нет сил (или все же желания?), спертый воздух, склад немытых кружек. Все это собралось вокруг одного человека, который и является ответственным за происходящее. Вокруг человека, который решил изолироваться от общества и закрыться в своей комнате и себе.

Таких людей и одновременно их затворническое поведение называют хикикомори, или же хикками. Этот термин ввел японский психиатр Тамаки Сайто в начале 1990-х годов. К нему обращались представители обеспеченных семей, которые сталкивались с одинаковой проблемой: их сыновья запирались в своих комнатах и отказывались что-либо делать и как-либо контактировать с окружающим миром. Первоначально родители принимали это за обычную подростковую лень, однако изоляция длилась месяцами, а то и годами. Чаще всего речь шла именно о мальчиках, потому что в Японии гораздо терпимее относятся к девушкам, которые живут дома с родителями и не работают. Поэтому, хотя некоторые из них и ведут образ жизни хикикомори, это не воспринимается как нечто необычное. В 1998-м году, после нескольких лет наблюдений за такими пациентами, врач написал о них книгу под названием «Хикикомори: вечные подростки». В своем произведении Саито отнес феномен хикикомори скорее к проблемам развития, чем к влиянию японской культуры на молодых людей. Он указал на то, что проблема хикикомори состоит в том, что люди не способны или не готовы вести самостоятельный и осознанный образ жизни, а также брать ответственность за себя и, тем более, за других. Также хикикомори склонны к депрессии, а иногда и к другим психическим расстройствам, таким как шизофрения или обсессивно-компульсивное расстройство.

В своем исследовании психиатр написал о случаях появления хикикомори в Южной Корее и Италии и отметил, что это может быть чем-то большим, чем локальный японский культурный феномен. В России же с каждым годом о затворнической субкультуре можно услышать все больше и больше. Сегодня подросток, испытывающий даже самые небольшие проблемы с социализацией, часто начинает причисляет себя к хиккам, «крича» об этом в своих социальных сетях, думая, что это очень круто и интересно. Но если в Японии психиатры бьют тревогу, то в России эта проблема все еще до конца не изучена и не воспринимается как что-то серьезное. «Российские хикки — это обыкновенные лентяи, которые ничего не хотят в жизни, своего рода «обломовщина»», — считает психолог Эмма Трофимова. По ее словам, огромный процент россиян добровольно навешивают на себя ярлык хикки, хотя таковыми не являются: «Чаще всего это неудачники, которые ничего не хотят от жизни и решили поиграть в японского хикикомори, не понимая, что такая игра может затянуть их в пропасть».

Самой главной проблемой этого «течения», если его можно так назвать, в том, что до сих пор не ясно, как это лечить и нужно ли вообще это делать. В уходе за пациентами-хикикомори используются различные методики: некоторые психиатры лечат таких «больных» также, как и для страдающих депрессией или тревожностью. Различные организации пытаются помочь хикикомори необычными способами. Например, в New Start работают девушки, которые приезжают домой к таким людям и пытаются поговорить с ними через дверь спальни. Цель этих «временных сестер» в том, чтобы успокоить хикикомори, подружиться с ними и в конце концов уговорить их выйти из комнаты и получить психологическую помощь. Однако самая лучшая терапия для хикикомори — это опыт и помощь таких же в прошлом, как они. К примеру, Казуси Суганума из Японии, при поддержке своего брата открыла кафе, в которое специально нанимает хикикомори, чтобы те могли взять на себя хотя бы минимальную ответственность и попробовать пообщаться с незнакомцами.

До сих пор неизвестно, является ли феномен хикикомори настоящим психическим расстройством или все же элементом японской культуры, плавно распространяющимся по всему миру. Однако успешнее всех таким людям помогают те, кто в прошлом вел такой же образ жизни. И чем больше хикикомори возвращаются в социум, тем больше шансов помочь остальным наконец выйти из комнаты и взять ответственность за свою же жизнь на себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *