Древний Египет существовал больше трех тысяч лет, с его исчезновения прошло около двадцати веков, но загадки, оставшиеся после цивилизации, все еще вызывают интерес у людей. Эта тема неисчерпаема, как и воды Нила. Египтяне обожествляли эту реку, считали ее границей между жизнью и смертью, и сейчас она хранит множество тайн, до сих пор ученым так и не удалось найти источник реки. На его поиски предлагает отправиться музей современного искусства «Эрарта», в котором с 27 сентября по 26 января работает выставка «В поисках источника Нила». На экспозиции, подготовленной совместно с московским музыкальным театром Геликон-Оперой, также представлены декорации к опере о Древнем Египте «Аида».
Подходя ко входу на выставку, я слышу загадочную древнеегипетскую музыку, в голове сразу появляется образ пустыни с огромными пирамидами и сфинксами. Экспозиция расположилась на двух этажах. В начале первого зала висят информационные стенды, где можно почитать про Древний Египет и «Аиду». Из них я узнал, что «Аида» – это опера Джузеппе Верди, написанная в 1871 году по заказу египетского правителя Исмаила-паши. В 2022 году режиссер Дмитрий Бертман поставил в Геликон-Опере этот спектакль. Произведение повествуют о несчастной любви эфиопской принцессы Аиды и египетского полководца Радамеса. Постановка московского театра выиграла в номинации «Опера. Работа дирижера» премии «Золотая маска» и получила награду «Лучший музыкальный спектакль» газеты Московский Комсомолец.
После стендов стоит большой экран, показывающий сокращенную запись оперы, так, что можно присесть и почувствовать себя зрителем московского театра. Мне больше всего запомнилась следующая сцена – посередине большая лестница, на ней стоят люди в черном, за их спинами колонны с золотыми масками фараонов наверху, а еще дальше пустыня с барханами. По бокам расположены огромные статуи египтян. В какой-то момент люди замерли, а фигуры, наоборот, начали вращаться на постаментах, и уже было сложно отличить актеров от скульптур. Большую часть первого зала занимают фотографии постановки, представленные, как дополнение к видео. Единственный их минус – под ними нет подписей, и не очень понятно, что на них изображено. На этом же ярусе меня заинтересовали скульптуры двух синих котов-сфинксов. Они словно замерли перед прыжком с поднятыми ушами и смотрят друг на друга своими большими желтыми глазами, в которых будто бы горит какой-то огонек. Есть в них что-то загадочное, кажется, что они только днем сидят как статуи, а ночью оживают.
Чтобы попасть на нижний уровень экспозиции, нужно спуститься по лестнице, стилизованной под воды Нила. Ее ступени подсвечены в красный цвет и переливаются волнами. Проходя вниз, создается впечатление, будто входишь в реку, а она несет тебя на встречу чему-то новому. На первом уровне расположены главные экспонаты выставки – шесть пятиметровых скульптур египтянок, которые участвовали в постановке. Их эскизы выполнил эстонский скульптор Тауно Кангро, а уже в Петербурге статуи были сделаны по 3D-моделям роборукой. Две из них сидят в центре, напротив лестницы на одном колене, у них в руках луки со стрелами. Остальные стоят по бокам зала, две справа и две слева. Все они одеты в синюю одежду, у каждой из них черные волосы. Одна из задач постановки Геликон-Оперы, а теперь и выставки – выйти за рамки представления Древнего Египта, именно поэтому фигуры не похожи на классические древнеегипетские, они выполнены в современном стиле. А что вдвойне необычно, так это то, что все фигуры – женские, никаких фараонов. У каждой из них в руке какой-то музыкальный инструмент, лук со стрелами или серп. Окружают их огромные яркие лотосы, расположенные на черных стенах. В окружении фигур чувствуешь себя на сцене московского театра. Слева за фигурами стоят колонны из сцены, описанной выше. Именно благодаря декорациям, представленным на выставке, режиссер смог показать «Аиду» с новой стороны.
Если честно, я думал, что выставка будет намного больше, и сначала даже разочаровался в ней. Но потом понял, что она лишь подталкивает посетителя в историю великой цивилизации, а дальше заинтересованный человек должен сам продолжить ее изучение. Экспозиция поражает своей атмосферой. Все, начиная от подсветки и заканчивая экспонатами, погружает в загадочный мир Древнего Египта. Удивительно, что спустя столько времени с исчезновения древней цивилизации, ее история до сих пор актуальна и интересна людям. Как мне кажется, это объясняется загадочностью темы, ведь человека всегда тянет мифическое и неизвестное. Чем ближе мы знакомимся с Древним Египтом, тем больше появляется у нас вопросов и разных загадок. На некоторые из них мы еще получим научные ответы, а другие навсегда останутся где-то в темных лабиринтах египетских пирамид.