На часах четыре утра, а мы с подругой по несчастью сидим в темной комнате у светящегося ноутбука и ждем, когда начнется очередная трансляция на «Weverse» (корейский аналог европейского Ютуба), нашей любимой К-поп группы. Сидим мы так поздно, потому что на другом краю света другой временной пояс, но никого это не останавливает: в общем фанатском чате самый разгар обсуждения. На экране высвечивается заставка с изображением участников группы «BTS», и мы сидим, затаив дыхание. Впервые я послушала К-поп в 2018 году, а начал он набирать мировую популярность в промежутке между 2015 и 2017 годами. Связано это с тем, что артисты и их агенства все больше начали ориентироваться на примеры американской популярной музыки в плане подачи материала и создания перфомансов. Но не забывая при этом и об особенностях своего жанра: максимально сложная хореография, индивидуальные образы и создание некой туманности вокруг участников групп – никакой информации о личной жизни, никакой возможности для встречи с айдолом (артистом).
Хотя расцвет жанра пришел всего пару лет назад, таковым он стал только для зарубежных слушателей. Само рождение К-попа пришлось на середину 90-х годов, когда в стране началось «обновление» всей культурной составляющей в целом: тогда же в Корее начал развиваться кинематограф и живопись. Артистов того времени принято назвать «первой волной», а вот вторая смогла охватить весь мир, пусть только и одной песней PSY — «Gangnam style», которая в 2012-2013 годах звучала абсолютно везде. После фурора, который трек произвел на мировой арене, К-поп начал медленно просачиваться в топы различных музыкальных приложений. Мне кажется, что берет жанр в равной степени текстами песен и ритмом, у каждой группы, как правило, существует своя «главная тема», которая поднимается практически в каждом треке. Рассмотреть это можно на примере группы «BTS», которая считается одной из самых популярных, хотя бы из-за того, что «армия фанатов» насчитывает на официальном сайте агентства несколько миллионов. Выход альбома – новая эра музыки у группы, она началась в 2018 году, когда парни записали альбом «Love Yourself» («любите себя»). После чего обрели еще большую известность: тема любви и уважения к себе как никогда востребована в современном мире, и слушатели к группе потянулись.
Но сама идея без участников группы, которые могут зацепить чем-то, работать не будет. В К-попе есть определенная специфика отбора людей в команду: вокалисты, рэперы, визуал, главный танцор. Если обратиться к тем же «BTS», то один участник может включать в себя сразу несколько необходимых «типажей»: Ким Сокджин является и официальным визуалом группы, и одним из ведущих вокалистов с сильным голосом. Быть или не быть визуалом – дело, не зависимое от желания человека, поскольку культ «идеальной внешности» в Корее особенно развит, и касается всех участников, а визуала, как лицо, представляющее группу, особенно. Это касается не только внешности, но и образа, который айдол обязан создать вокруг себя, потому что его основная «миссия» как публичного человека – подавать правильный пример подрастающему поколению. Поэтому будет трудно найти корейскую песню с упоминанием алкоголя, курения и прочего, эти темы освещали разве что айдолы первой волны. Возвращаясь к типажам, меня поначалу сильно смутило, когда я узнала, что обычно в песнях жанра К-поп смешиваются вокальные и реп-партии. У меня было ощущение, что, скорее всего, это создаст дисбаланс, чем гармонию, и песня в какой-то момент собьется с заданного настроения. В первую очередь, я так думала из-за сложившегося образа американских реперов как исполнителей с рявкающим голосом и пафосной подачей. Но на деле, в К-попе очень сложно найти трек, где те, кто зачитывают текст, как-то мешают восприятию тех, кто поет: в основном все делается в едином стиле, как в подаче ритма репа, так и по смыслу, ничего из общего концепта песни не выбивается.
Разобравшись немного с особенностями музыки, нельзя не затронуть тему хореографии, которая в равной степени с мелодией является основой К-поп-групп. Если обратиться к американской эстраде, как к примеру, на который ориентируются многие крупные корейские группы, можно заметить, что основой выступления становится не вокал, а то, что происходит вокруг артиста, – перфоманс. К-поп третьей волны, в свою очередь миксует на концертах все три варианта, вместе с хореографией и вокалом в равной степени. О хореографии К-попа я решила спросить свою подругу, Дарью Кныш, которая занимается несколько лет Cover Dance, то есть разучивает номера корейских артистов: «В основном программа разрабатывается в зависимости от личных навыков участников группы, чаще всего это движения из стилей: хип-хоп, джаз-фанк и даже вог. Получается, что на концертах идет двойное повествование: одно в тексте песни, другое в пластике. И часто это могут быть две абсолютно разные истории, которые связаны друг с другом не вполне очевидными символами и образами, а иногда, чтобы правильно понять концепт, нужно изучить деятельность групп».
Яркие мужские костюмы, множество блесток на платьях исполнительниц женских групп, на экране ноутбука премия «Grammy». Ежегодно там награждают «исполнителя года» и «альбом года», и ни одна корейская группа не попадала ни в одну номинацию, а тем более в обе сразу. В 2019 группа «Bantan Boys» стали первыми азиатскими гостями на музыкальной части шоу, исполнив несколько песен вместе с американскими музыкантами. Первый шаг был сделан полтора года назад, сейчас же на официальном сайте премии в номинациях на оба звания числятся «BTS», и мне кажется, что это только начало.