Когда я смотрю записи с концертов таких легендарных групп, как «Кино», «Nirvana», «Led Zeppelin», я всегда восхищаюсь их энергетикой, вдохновленностью, и, конечно, мастерством игры на музыкальных инструментах и вокала. Сейчас же музыка стала другой. С техническим прогрессом появилось много электроники, больше автотюна, а вот вокальные данные стали цениться не так высоко, как шоу. Мне не по душе такие перемены. Мы решили собрать круглый стол и разобраться, действительно ли современная музыка стала хуже, а запросы на нее – ниже, или же она просто трансформировалась?
Наш разговор начался с обсуждения музыкальных вкусов. Мы быстро выяснили, что каждому из нас сложно выделить одно любимое музыкальное направление. Ксюша Митрушина рассказывает: «Есть очень классная современная группа «Цирковъ», ей сложно приписать какой-либо стиль. Это и баллада, и альтернатива, и электро, так что думаю, что современная музыка собирает много стилей в одном». Зоя Краснова добавляет: «По-моему, исполнитель в течение своего творческого пути просто часто изменяет свой музыкальный стиль. Например, если говорить о Noize MC, то три года назад его песни были честными и свободолюбивыми, а сейчас он выступает на Первом канале». Вероника Августинович также высказывает свое мнение по поводу таких исполнителей: «Сейчас в топе нет музыкантов, там есть артисты, потому что музыкант – это человек, который берет в руки музыкальный инструмент и умеет петь. Либо он закладывает смысл в песни. Сейчас это люди, которые работают не «на музыку», а на публику. Им более важен доход и медийность».
Я думаю, что в последние годы музыкальным исполнителям, особенно таких жанров, как реп и хип-хоп, важна только коммерческая составляющая. Егор Качалов объясняет этот феномен: «Мне кажется, что сейчас музыку не столь важно сделать, как важно ее продать, потому что сейчас песню сделать ни для кого не проблема, она делается битмейкером и твоим продюсером, тут даже не нужно уметь петь. И это работает. Это смена жанра». Лена Подоляк добавляет: «Если бы не было такого большого спроса на низкокачественную музыку, то, естественно, она бы и не была сейчас популярна. Яркий пример – Моргенштерн, модный российский репер, который делает все ради денег и достигает огромной популярности. Так что деградирует не музыка, а потребитель». Костя Костин тоже высказывает другую точку зрения: «По-моему, глобально музыка не деградирует, потому что если ты хочешь быть хорошим музыкантом, то ты им будешь, прилагая к этому максимум усилий и не следуя общим тенденциям».
Я думаю, что количество музыкантов, которые искренне вкладываются сейчас в свое творчество уменьшается, а неизменным остается одно – жажда публикой шоу, ради которого они приходят как на концерт Моргенштерна, так и на «Дайте Танк!». «Я думаю, что сейчас наступила эра перформансов, когда музыкант не поет и играет на гитаре, а потом на ударных и так далее. Сейчас он должен быть универсальным в плане эпатажа. Вот то же самое, что было с «Queen», когда Фреди Меркьюри выходил в костюмах в шахматную клетку, и это был и пиар-ход, и яркое шоу. Но солист при этом имел великолепные вокальные и музыкальные данные», –– высказывает свою точку зрения Ксюша.
К сожалению, современные исполнители далеко не всегда отличаются голосом и владением гитарой или ударными. Поэтому многие из них прибегают к помощи автотюна: «Post Malone, американский репер, делает красивую электронную музыку, но если ты включаешь его треки, то голос очень изменен. Сейчас на концертах прямо в микрофоны вставляют автотюн, и ты приходишь и слушаешь музыку, которую создала машина и, скорее всего, над этим работал не тот человек, который стоит перед тобой. Я не получаю от этого кайфа, потому что мне нужна связь с исполнителем», – говорит Вероника, но Ксюша вступает в спор: «Существуют такие исполнители, как вокалоиды. Это музыка, которая полностью создана машиной, и может быть очень красивой и мощной по эмоциям. Так что думаю, что это очень неоднозначно, говорить, что живой голос – эмоции и чувства, а машина в XXI веке — это просто машина». Костя поддерживает девушку: «Я не считаю проблемой активное использование техники, потому что тогда мы можем сказать, что электричество – это проблема, потому что теперь свечки не такие душевные, и все пользуются лампочками».
К концу дискуссии мы пришли к тому, что современная музыка не становится хуже или глупее, она просто претерпевает изменения, связанные с развитием технологий, запросом слушателя и степени развития коммерческого творчества. Однако это не мешает музыке развиваться, а словам иметь смысл. «Думаю, что современные тексты не потеряли идейность. Просто сейчас говорят о других проблемах, которые считаются менее интеллектуальными, так как в них идет самокопание автора», – высказалась Ксюша.
После этой беседы я не смогла прийти к одному выводу. Я по-прежнему считаю, что сейчас время сильной коммерции, которая существует в отечественной и не только музыкальной индустрии, идет борьба электронных и живых голосов, важен перфоманс в карьере музыканта. Но одно я поняла точно. Современная музыка совершенно не уступает песням прошлых эпох. Она просто передает лицо нашего поколения, разнообразное и живое.