Кажется, еще недавно техника и искусство стояли порознь. Для меня стало открытием, что они могут очень сильно пересекаться. И вместе участвовать на одном фестивале, не перекрывая друг друга, а дополняя. Я поняла это, когда сходила на Международный фестиваль медиаискусства «Киберфест-13», который проводит Медиалаборатория CYLAND. Он проходит в этом году с 11 по 28 ноября. Основан группой независимых художников и кураторов в Петербурге в 2007 году. Этот фестиваль знакомит нас с заграничным творчеством, а иностранцев — с русским. Русские картины и инсталляции отправляются заграницу, а у нас представлены иностранные работы. Это событие объединяет мир искусства и технологий и включает в себя несколько выставок и серию встреч и дискуссий с художниками.

Тема фестиваля в этом году — Космос и Хаос. Экспонаты выставок выбирались на основе международного конкурса. Он проходил в четырех раундах в разных номинациях: звук, видео, инсталляции, молодежная и лекционная программа. Киберфест в Петербурге проходит как на экспериментальных площадках, так и в музеях. Среди них: пространство AIR Университета ИТМО (Art.ITMO.Residency), Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, Молодежный образовательный центр Государственного Эрмитажа, Анненкирхе, галерея Петра Белого «Люда» и арт-центр «Борей». Елена Губанова, художник и куратор фестиваля, рассказала мне, что главная цель мероприятия — показать людям, что технологии развиваются, и искусство вместе с ними, что эти сферы духовной культуры взаимосвязаны.

Я удивилась, когда узнала, что кирха — выставочный зал. Только открыв входную дверь, поняла, что пришла по адресу. Сперва я увидела черный католический крест. Он красиво подсвечивался голубым светом. На стенах расположилась потрескавшаяся штукатурка. На втором этаже висел ряд картин в тонких черных рамках, изображающий метеориты разных цветов и размеров, черные, коричневые, с круглыми, где-то прямыми прожилками, в их числе «Тиссинт», «Челябинск», «Фукан», «Хенбери» и «Каньон-Дьябло».  Вообще, мне не очень нравится тема космоса, потому что он не осязаем, его нельзя коснуться. Но на этой выставке через картины мне удалось немного получше узнать его изнутри. Было удивительно ходить под сводами кирхи, становиться частью этого, и разглядывать внеземные экспонаты, будь то метеориты или же большие буквы на полу, которые светились прямо у входа.

У каждой площадки есть что-то свое. В Большом выставочном зале Академии Штиглица представлен космос, тут разместилась космическая станция. Черное сооружение, разделенное на комнаты-секции с отдельными входами.  В каждой из них есть художественный образ, самостоятельный и в то же время неотделимый от других. Например, дуэт художников Scenocosme из Франции представил интерактивную инсталляцию «Метаморфия»–визуальную и звуковую интерактивную работу: зрителям предлагается прикоснуться к полупрозрачной вуали, символизирующей кожу, и исследовать ее глубину. Они размывают границы между реальным физическим пространством, виртуальным пространством, материализованным через отражение в зеркале, и виртуальным пространством, создаваемым видеопроекциями цифрового устройства. Было интересно, необычно и немного волнующе касаться этой вуали, потому что было сложно понять, где реальность настоящая, а где дополненная. В современном мире бывает очень важно понимать отличия реальности от виртуального мира.

Было очень интересно наблюдать за тем, как участники выставки абсолютно по-разному интерпретировали соединение искусства и технологий. Ведь даже работая с одной и той же темой они получали совершенно разный результат. У кого-то получались видео, у кого-то звуки, у некоторых картины, у других сразу несколько факторов соединялись. Очень важно видеть, слышать и ощущать такие разные работы. И находить в них возможно даже что-то общее. Ведь у каждого из них в итоге получались красивые, интересные и неповторимые вещи.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *