В 60-е годы 20-го века жители Нью-Йорка стали замечать на стенах зданий надписи «Taki 183» . Позже выяснилось, что оставлял их подросток, который проживает на 183 улице. «Taki» — часть его имени. Он стал основоположником такого вида искусства, как граффити. Популярность граффити стала расти, и вскоре оно распространилось по всему миру, в том числе и на Ближнем Востоке. О развитии этого искусства на Востоке рассказала специалист по мусульманской и арабской культуре и философии Анна Игоревна Маточкина на лекции «Ретроспектива развития граффити на Ближнем Востоке», которая проходила 11 декабря в Лофт проекте «ЭТАЖИ». Главным организатором этого мероприятия является общество «ДРУГОЙ ВОСТОК». Оно анонсирует все события восточной культуры. Как рассказала Анна Игоревна, общество «ДРУГОЙ ВОСТОК» огорчает тот факт, что западными художниками многие восхищаются, а про восточных деятелей искусства никто практически ничего не знает, хотя они сделали большой вклад в развитие граффити. Поэтому они и решили провести лекцию об этом искусстве на Востоке.
Оказывается, в 1987 году граффити появились в Палестине. Чаще всего художники изображали портреты мучеников, показывая через их образ усталость народа от войны и беззаконницы. Обычно страдальцами были старики со сморщенной кожей на лбу, сальными и седыми волосами. Настоящую популярность граффити приобрело при Арабской весне, волне митингов 2011 года изза нищеты и нарушений прав человека. Самым известным художником этого времени был Naji alAli (Наджи Аль-Али). Он изобразил десятилетнего мальчика, который стоит в лохмотьях, скрестив руки за спиной. Скорее всего, он был пойман за мелкое воровство, совершенное, чтобы хоть как-то выжить в военное время. Этот ребенок и есть Naji al-Ali. Его увезли из Палестины из-за начавшихся там боевых действий. Позже Naji al-Ali был пойман и убит из-за оскорбляющего граффити в сторону государства. Но образ десятилетнего мальчика часто используют в эскизах даже после смерти художника.
Следующий художник, о котором рассказала Анна Игоревна, гражданин Туниса El seed (Ель Сеид) . У него есть множество разных проектов, но масштабных работ единицы. Первая же на очереди
это роспись 57-метровой мечети Хара . Граффити состоит из элементов разной формы и черно-белых цветов. На следующем слайде — проект «Восприятие» в районе мусорщиков города Каир. Это район, в котором живут и перерабатывают отходы сотрудники заводов. Обычно, когда работники собирают мусор в других районах, их работу называют недостойной и грязной, оскорбляют. Чтобы исправить эту ситуацию, El seed и его команда создали граффити-иллюзию, которое расположилось на 50 зданиях мусорного района. На крыше каждого здания изображено по кусочку картины состоящей их оранжевых, синих и белых линий, которые обвивают звезду. Полностью увидеть эту работу можно, поднявшись на гору Мукаттам.

К политическим проблемам Востока я не имею ни малейшего отношения, поэтому граффити-протесты меня не затронули. Но работы El seed привлекли мое внимание. Они нацелены на моральную помощь людям и «преображение» улиц, а это, по-моему, и есть главная функция граффити.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *