Тусклый свет. Телега, наполненная кирпичами. Кандалы на запястьях. У этого мужчины не видно глаз – он закрыл их руками, чтобы не замечать свою боль. Вокруг только тьма и мучения. Не сразу можно догадаться, о ком идёт речь. «Коржев-Чувелёв Г.М., Фёдор Достоевский на каторге», — поясняет нам табличка у холста.

Эта картина Омской каторги буквально задаёт мрачный тон всей выставке «Достоевский в изобразительном искусстве из собрания Русского музея», посвящённой 200-летию Фёдора Михайловича Достоевского. Она проходит с 14 октября по 22 ноября в Михайловском замке. Несмотря на адские условия труда и запрет писать, с чем сталкивался именитый каторжник ежедневно, он смог сохранить все свои воспоминания и позже описать их в повести «Записки мёртвого дома».

Этим и другими произведения Достоевского вдохновились художники разных стилей, от реализма до экспрессионизма. Их работы можно детально рассмотреть в каждом зале выставки. В начале взгляд цепляют рельефные эскизы обложек «Преступления и наказания» авторства Михаила Шемякина, где изображения героев доведены до гротескаю. Потом внимание переходит чудаковато-странным, но жутко харизматичным образам кисти Кузьмы Петрова-Водкина для спектаклей по мотивам романа «Братья Карамазовы». Или вычерченной художником Дементием Шмариновым углём зарисовке интерьера комнаты Сони Мармеладовой.

На издания книг можно посмотреть через стекло и узнать о том, что одни привезли из Москвы, а другие – из Омска. Вот первая пожелтевшая страница романа «Игрок», а по соседству с ней чёрно-белая обложка «Бедных людей», чуть дальше – абсолютно чёрный переплёт «Идиота». В единственном светлом зале внимание всех, за редким исключением, притягивал к себе бюст Достоевского, высеченный из белого мрамора скульптором Леопольдом Бернштамом. Портреты Фёдора Михайловича авторства Юрия Павлова и Владимира Фаворского тоже были представлены, но как будто стали лишними на выставке. Ведь она не про личность писателя, а про восприятие его творчества художниками и скульптурами разных времён.

Переходя из одного зала в другой, можно наблюдать как менялось восприятие мыслей Достоевского и его личности. Кто-то видит его грубым и жестоким, а кто-то наоборот – человеком ранимым и душевным. Погрузившись в жуткий внутренний мир писателя, вы уже ненароком открываете первую пыльную страницу его произведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *