У моей мамы невысокий рост, на руках иногда видны царапины от стекла, светлые волосы и глаза, одета она часто во что-то светлое и классическое. От нее веет чем-то аккуратным и художественным. Она мозаичист. Думаю, мало кто слышал это слово. Я решила взять интервью у моей мамы, Мюресовой Екатерины Игоревны, чтобы популяризировать ее дело, поделиться ее интересной профессией.
-Как вы можете назвать род деятельности, которым вы занимаетесь?
-Я художник-мозаичист. Занимаюсь художественной мозаикой. Сейчас эта профессия считается довольно редкой. Это достаточно узкий круг профессионалов, среди которых все как правило знают друг друга лично. Достаточно востребована реставрация мозаик, также есть заказы на создание новых произведений. На данный момент я создаю панно и интерьерные мозаики, а также занимаюсь созданием ювелирных изделий с микромозаикой.
-Екатерина, каким было начало пути, как мозаичиста?
-Я начала рисовать с самого раннего детства. Родители, заметив мой интерес, отдали меня в художественную школу. Это была первая ступенька на пути к профессии. Дальше я обучалась в специальном художественном лицее и поступила в Академию имени Штиглица. После брала уроки живописи у известного художника-мозаичиста и реставратора Лаврененко Игоря Юрьевича и попала на работу именно к нему в мастерскую. Под его руководством были выполнены многие первые мои проекты.
-Что такое мозаика?
-Мозаика – это создание изображения из кубиков камня или смальты, иногда витражного стекла, это в классическом варианте. Между собой кубики скрепляются цементным раствором. В современном же искусстве могут быть использованы самые разнообразные материалы.
-Почему именно мозаика?
-Мне все нравится в моей работе. Как и в любом деле, если заниматься всерьез и трудиться с большой самоотдачей, то и дело отвечает взаимностью. Мозаику я выбрала потому, что мне нравится работа с материалом, с цветом. Больше всего я люблю работать со смальтой.
-Что такое смальта?
-Смальта – это непрозрачное глушеное стекло. Она очень яркая и имеет эффект внутреннего свечения, что дает глубокий цвет. Цвет ей придает добавление к стекла массе разных оксидов металлов. Тут работы для химиков-технологов не меньше, чем для художников, потому что очень сложно создать химическую формулу цвета. А для художника-мозаичиста, в отличие от художника, который работает с красками, сложность состоит в том, что смальту невозможно смешать, можно работать только с готовыми цветами. Очень красивую смальту производят и у нас в Санкт-Петербурге. Маленькие кубики (тестеры), из которых состоит мозаика, художник-мозаичист изготавливает специальным молотком, это огромный кропотливый труд.
-Где мы можем встретить мозаику?
-Жители Петербурга все знакомы с этим видом монументального искусства. Примеры таких работ мы можем увидеть в Спасе на крови, государственным Эрмитаже, Исаакиевском соборе. Красивые фасадные мозаики есть на Петроградской стороне, во многих других уголках города. Это очень древний вид искусства, первые мозаики были найдены ранее второго тысячелетия до нашей эры. Очень крупным памятником, где мы можем увидеть большую по площади мозаику, является военно-морской собор в Кронштадте. Мозаики там сохранились не полностью, часть была утрачена. Можно встретить мозаики в других городах мира.
— Какой была самая интересная мозаика, над которой вы работали?
— В студии «Кантарель», где я работала под руководством Игоря Лаврененко, я приняла участие в создании работы «Поклонение волхвов». Эскиз для этой мозаики был выполнен художником Александром Голомазовым по мотивам гобеленов Уильяма Морриса. Мозаика изображает библейский сюжет: Дева Мария сидит в вертепе, но конкретно на данном образе сидит в беседке (это не канонично, но тут традиция модернизирована) с младенцем на руках. Слева от беседки стоит Иосиф. Справа ангел, а перед ним корона, как знак царствования. Три волхва преподносят дары Иисусу: золото, ладан и смирну. Все это происходит на цветочной поляне, а на фоне изображен лес. Преобладают темные синие, зеленые и красные оттенки. При работе мы использовали более трехсот оттенков смальты. Мозаика создавалась на протяжении восьми лет.
— Какой посыл у этой работы?
— Работа была создана по инициативе доктора филологических наук С.И. Богданова. Он считал, что эта работа сможет привнести что-то хорошее в жизнь всех, кто ее увидит, так же, как она повлияла на жизнь тех, кто над ней трудился.
-В чем заключаются сложности вашей работы?
-Сложности, пожалуй, в том, что моя работа нестабильна, нет устойчивой гарантированной оплаты сделанного. Это проектная деятельность с длинными этапами согласования эскизов, подбором материала. От проекта до проекта проходит разное время. Иногда мозаики идут одна за одной, иногда бывают паузы. В промежутках между работами, а иногда параллельно, занималась преподаванием.
-Что для вас важно в вашем деле?
-Любая профессия предполагает любовь к ней и самоотдачу, это и позволяет остаться внутри профессии. И художник-мозаичист – это то дело, в котором невозможно остаться надолго без любви к тому, что ты делаешь и создаешь. По большей части мои проекты были связаны с оформлением храмов, для меня это имеет смысл. Я понимаю, что создаю работы, которые будут жить дольше, чем я, люди столетиями будут любоваться этими мозаиками, и тут не может быть места посредственной работе, это должно быть красиво и с мастерством.