В «РОСФОТО» 11 октября открылась выставка: «Европейская фотография 1950-1960-х годов». Коллекция была создана Евсеем Самойловичем Бялым». На ней представлены фотографии, посвященные послевоенной эпохе. В начале 1990-х годов материалы фотографов стали достоянием Союза фотохудожников России. Экспозиция проходит до 12 января 2025 года.
Попав внутрь здания, в котором проходит выставка, я, поднимаясь по мрачной лестнице, увидела красивые витражи с павлинами. Всего в экспозиции пять залов. Зайдя в первый из них, я сразу заметила большой плакат с информацией по выставке: «Данное собрание фоторабот объединено проблемами послевоенной эпохи». Из плаката я узнала, что на выставке представлены фотоснимки в жанре гуманистической фотографии (стиль фотографии, который фокусируется на человеческом опыте, эмоциях и социальных вопросах). На нем также было написано: «Такое направление стали называть гуманистическим, потому что снимки были наполнены человечностью и добротой». Я думаю, такие фотографии были созданы в ответ на социальные и политические изменения, такие как война и другие.
Вокруг мало людей, только одна пара. Они надолго остановились у работы Робера Дуано. Туда решила подойти и я. Художник был из Парижа, участвовал в движении Сопротивления. Его стиль отличался вниманием к деталям и умением уловить мимолетные моменты, что сделало его одним из самых уважаемых фотографов своего времени. На фотографии «Разговор» 1950-ых годов изображены молодые парень с неряшливой стрижкой, одетый в рубашку и шорты, и девушка в клетчатом платье с короткими ухоженными волосами. Они увлеченно о чем-то болтают. Видно, что они счастливы, потому что замечают приятные мелочи, общаясь и катаясь на велосипеде вместе. Мне эта работа чем-то напомнила, стоявшую пару, поэтому и понравилась. Залы не разделяются по темам, и я смогла найти во втором еще одну работу Роберта Дуано: «Маленькие девочки». На ней дети в кругу деревьев, убирая от лица ветки, улыбаются друг другу. Создается ощущение, что ты находишься в компании этих людей. Фотографы старались запечатлеть жизнь в моменте.
Жизнь в 50-х в мире только восстанавливалась после войны, и фотографы улавливали тонкую грань между наступившим миром и боевыми действиями. Так, в своей фотоработе «Хроника бедной любви», Джан Франко Фонтана показал сидящую пару на фоне разрушенных домов, где четко видно различие между повседневной жизнью и последствиями войны. Работы авторов были жизненными, в гуманистической направленности также развивался подход к искусству, подчеркивающее особенность объекта – фотографы «вынимали» выразительность и красоту из обычных вещей. Например, из фактуры здания или незамысловатости пейзажа. Их снимки были материальными отпечатками действительности, так как они старались запечатлеть реальные эмоции и действия людей. Например, Жанин Ньепс в работе «Париж. Торговка» снял то, как продавщица, мило улыбаясь, продает овощи. Видно, что она смеется, возможно даже шутит. Это показывает, что люди в то время ценили и наслаждались каждым моментом жизни.
Другая фотография, которую я запомнила больше всего – снимок Эдуарда Бубы, (французский фотограф, во время войны был угнан в Германию) в «Португальском рыбаке», где мужчина и женщина стояли и любовались волнующимся морем. Он смотрел на нее, будто хотел сказать что-то очень важное для нее. Работа понравилась мне, так как и тогда люди любили друг друга и наслаждались каждым моментом. Даже в исторические периоды человеческие чувства, такие как любовь и нежность, остаются важной частью жизни.
Мне было важно не только прочитать информацию о фотоработах и тех сложных временах, но еще и почувствовать наяву эту атмосферу, погрузиться в эти необычные для меня фотоработы. Работы всех увиденных мной авторов излучают радость, несмотря на трудное время, что делает выставку не только исторически значимой, но и трогательной.