Один мой хороший знакомый Миша как-то сказал, что мемы — это всего лишь примитивный способ развлечься, неминуемо ведущий к деградации. Я тут же вспомнила, как пару лет назад запомнила название графика обратной пропорциональности, увидев известную шутку: «учитель сказал найти гиперболу, а я не знаю, на литературе я или на математике». Я, конечно, возразила Мише, только слушать мои доводы он не стал, а просто махнул рукой и сменил тему. Выйти из спора проигравшей я очень не хотела, поэтому решила разобраться в мемах получше. Думаю, пришло время взять реванш и объяснить, почему же они вполне могут быть полезными для образования.

Возьмём, например, паблик «qvazar». Здесь можно найти мемы, затрагивающие всевозможные области знания — от литературы до физики. Несмотря на то, что контент этот по большей части развлекательный, картинки информативны — они иллюстрируют конкретные исторические факты или литературные сюжеты, физические законы. Поэтому у подписчика есть все шансы узнать что-то новое, в то же время посмеявшись над забавными шутками. Мем с Винни-Пухом, который с умным видом вместо “О’кей” произносит сначала “0К”, а потом “-273.15С” помог мне запомнить, как 0 градусов Кельвина перевести в градусы Цельсия. Это оказалось полезным — позже на физике я смогла правильно решить задачу на перевод единиц.

Только есть одно «но» — паблики по типу «qvazar»’a довольно поверхностно касаются всех научных сфер. Для тех, кто хочет уделить время конкретным предметам, создаются другие сообщества. Такие группы публикуют мемы исключительно об одной области знаний. Среди самых популярных — «Literary Memes» (литература), «какие-то биохимические мемы» (химия, физика и биология), «Historical Shaverma» (история). Человеку, не относящемуся напрямую к дисциплине, будет сложно понять, о чем идет речь в шутках. С одной стороны, это значит, что контент рассчитан на узкую аудиторию. Но с другой стороны, когда читатель видит, что в меме скрыта шутка, которую он не может понять, у него возникает желание изучить неизвестную тему, чтобы тоже посмеяться. Я так недавно наткнулась на картинку, где Александр II и Александр III состязаются в армрестлинге. Сначала я не поняла, в чем шутка, но, узнав больше об их внутренней политике, разобралась. Борьба двух императоров иллюстрировала противоположность их целей правления. С английским мне помог «english yo». В одном из постов объяснялась разница между «rather» и «quite». К нему прилагалась картинка с недовольным динозавром, произносящим первое слово. Это показывало, что «rather” употребляется в негативном значении, а «quite» — в нейтральном или позитивном. Теперь, когда я думаю, какое слово использовать, я вспоминаю картинку и динозавром, и выбор становится очевиден.

Так пользователь получает новую информацию и запоминает ее. Никита Киселев, подписчик многих «математических» групп, рассказал об этом подробнее. «Чтение мемов — это своеобразная игра с ассоциациями. В моей голове сложные темы привязываются к образам, которые превращаются в иллюстрации, и мне удается понять и запомнить даже непростые вещи. Например, я запомнил, что экспонента (функция вида y=e^x, где e ≈ 2,72) не меняется при интегрировании. Я увидел картинку, где эта функция сравнивается с тараканом, способным спокойно пережить даже атомную войну. В случае затруднения я провожу параллель между ними, и задача решается легко», — говорит он.

У Никиты самого есть сообщество под названием «Никита ботает каждый день», куда он регулярно выкладывает собственные забавные иллюстрации к математическим формулам, законам, теоремам. По его словам, это помогает лучше усвоить материал: «Когда ты выкладываешь что-то, ты фильтруешь всю информацию, пропускаешь ее через себя, тщательно отбираешь материал. В результате ты подробнее изучаешь тему и уже не путаешься в сложных моментах». Благодаря Никитиной группе не только он начинает лучше разбираться в математике. К мемам он прикладывает ссылки на полезные ресурсы, книги для подготовки к олимпиадам и экзаменам. Поэтому даже если кто-то из подписчиков не понял шутку, у него есть шанс разобраться, заодно подтянув математику.

Вот почему я не согласна, что мемы — всего лишь примитивный способ развлечься. Они стали одним из самых удобных форматов для подростков, ведь сегодня мы привыкли воспринимать большую часть информации визуально. Наше мышление стало образным, картинки откладываются в голове лучше, чем, например, лекции или просто сплошной текст. Благодаря ярким иллюстрациям научные факты усваиваются гораздо легче, а забавная подача помогает понять даже самые сложные темы.  Ассоциация со смешной картинкой может помочь в экстренной ситуации — на контрольной, проверочной или тестовой работе. Я, например, могу сказать спасибо «образовательным» мемам за дополнительный балл на олимпиаде по литературе. Не читая «Обломова», я без труда узнала отрывок, данный в задании — достаточно было вспомнить забавную картинку про вечно лежащего на диване Илью Ильича. Так что же ты теперь скажешь на это, Михаил?

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *