«Следующая остановка “Канонерский остров”, осторожно, двери закрываются» — прозвучало в громкоговорителе. Автобус плавно тронулся и через несколько минут заехал в туннель, который вел в мало кому известное место. Я оказалась на краю Канонерского острова.
С одной стороны простиралось побережье, а с другой был залив. Через дорогу, в нежилой части, располагался судоремонтный завод. Слева от меня находилась старая школа, единственная на острове. Здесь же было и дорожное кольцо, в середине которого возвышался медный кораблик, думаю, обозначая то, что главными здесь являются порт и завод, построенные в конце девятнадцатого века. И название острову дали соответствующее — от слова «канонерка» (небольшое боевое судно). Но раньше, до того, как Петр I отвоевал выход к Балтийскому морю, островом владели финны, назвавшие его Киссасаари — Кошачьим островом. Судя по всему, тогда на нем жило много котов. Одному из них даже поставлен памятник, который я увидела, пройдя по дороге, уходящей в глубь острова. Деловой кот стоял на камне во дворе самого старого здания, где находится администрация судоремонтного завода. Около памятника столпились пожилые люди, фотографируя его с разных сторон. Один мужчина был очень похож на кота, они оба носили одинаковые клетчатые кепки. Только у памятника была медная, а у наблюдателя самая обычная — тканевая.
Дальше я прошлась вдоль берега. Там, за автобусной остановкой, находился памятник, возведенный в честь тружеников канонерцев Второй мировой. Во время войны судоремонтный завод не только ремонтировал корабли, охранявшие тогда Ленинград от бомбежек, но и снабжал войска боеприпасами. С места, где я стояла, отчетливо был виден сам порт и грузовые суда. С воды дул ветер, так что я решила не задерживаться здесь и прогуляться по дворам. До меня начал доноситься шум. Это был ЗСД, проходивший прямо над хрущевками и детским садом. С 2016 года он стал большой и неприятной проблемой для этого острова. Остров стал загрязняться, появились громкие звуки от проезжающих машин, здесь стало невозможно жить. К счастью, проблему шума решили хотя бы частично, установив в этом участке магистрали дополнительные шумозащитные экраны. И все же к прошлой тишине, бывшей до того, как построили ЗСД, остров вернуться не смог.
Через некоторое время я оказалась у огороженной территории, за которой располагались Канонерский парк и коса. Прямо около воды была лазейка с тропой вдоль ограждения. Там можно было проскользнуть. Забор вскоре закончился — я дошла до парка. Обстановка после дворов была очень приятной: еще цветущие кустарники, шиповник с крупными ягодами и невысокие деревья с пожелтевшими листьями, редкое щебетание птиц и шум, но уже не магистрали, а ветра. По дороге мне встретились рыбаки, которые несмотря на пасмурную, предвещающую дождь, погоду, стояли по колено в воде. Так я добралась до сильного сужения острова — начала косы. Тропа здесь перестала быть равномерной, часто вместо нее встречалась крупная каменная кладка с наклоном во внутреннюю часть острова. Скорее всего на другом берегу то же самое, а значит, раньше здесь находилось что-то похожее на порт, только, например, для совсем маленьких судов или даже лодок. Думаю, с помощью таких стен эту небольшую гавань защищали от ветра.
На косе атмосфера была разной. Сначала все спокойно, а потом начинаются сильные порывы ветра, чуть не сбивающие с ног. Лишь одно оставалось неизменным — ощущение, будто все здесь заброшено и забыто. Деревья и кустарники растут хаотично, тропа все еще узнаваема лишь благодаря тому, что время от времени по ней кто-нибудь проходит. Хотя это случается довольно редко, по дороге я встретила всего несколько человек.
В какой-то момент каменная кладка кончилась, и под ногами ощутилась ровная земля. Открылось широкое пространство с редкими деревьями. После был и кусочек поля с высокими цветами, удивительно, но это место оказалось совершенно безветренным и теплым. Так, примерно через полчаса, я оказалась на мысе. Там мне открылся залив, весь его простор и свобода. Но в этот момент начал накрапывать дождь, так что вскоре я побрела обратно. Навстречу мне прошли еще пара рыбаков. На обратной дороге было совсем уныло. И ближе к расширению косы я несколько раз заметила небольшие кучи мусора под кустами. Видно, что за островом не ухаживают и постепенно о нем, как о месте для людей, забывают, хотя он мог бы стать популярным у любителей природы и тихих мест.
Умничка, так держать!