Серые стены, крафтовые магазинчики и куча подростков с разноцветными волосами – это лофт-проект «Этажи». Но я пришла сюда не для того, чтобы купить прикольные сережки и пообщаться с представителями альт-тиктока: сегодня мне захотелось посетить выставку «Рембрандт и Вермеер. Два мастера». Она проходила с 27 октября по 31 января, и мне посчастливилось успеть посетить ее в самый последний день. Наверное, из-за выбранной мной даты, людей уже не было, поэтому я рассматривала картины в гордом одиночестве.

Я поднимаюсь по винтовой лестнице на самый высокий, пятый этаж. Стою на кассе, покупаю билет и захожу на экспозицию. Передо мной — белый длинный коридор, низкие потолки, в углу стоит небольшой столик с маленькими копиями репродукций, выставленными на продажу.  На стене висит яркое объявление, из которого я узнаю, что эти картины нидерландских художников восстановлены в технике жикле: репродукции создают не художники-копиисты, а компьютер. Новые технологии позволяют отсканировать картину с точностью до каждого пикселя. На холст переносятся все мельчайшие детали: характер мазка, насыщенность цвета и даже царапины на полотне.

Я продвигаюсь чуть дальше по коридору. Теперь я уже вижу множество картин: здесь представлено 48 полотен — от ранних до самых поздних работ художников. «Аллегория зрения» — первая репродукция, которую я заметила на экспозиции. Это одно из пяти произведений, которые Рембрандт объединил в серию под названием «Чувства». Эта картина относится к раннему периоду творчества художника. Перед каждым полотном находится табличка, которая позволяет узнать информацию о произведении и его историю создания. Так я поняла, что сюжеты полотен этого цикла перекликаются с голландскими пословицами. На написание данной картины Рембрандта вдохновило крылатое выражение «продать очки», которое означает жестоко кого-то обмануть. На небольшом холсте изображена пожилая пара, покупающая у уличного торговца очки. Если присмотреться к картине, становится заметно, что сморщенные старик и старуха полностью слепы, очки вряд ли помогут им. Не удивительно, что торговец сразу вызвал у меня неприязнь. Сначала, я опиралась лишь на собственные ощущения: на его лице хитрая улыбка, а одет он в яркую кофту и фиолетовый тюрбан – выглядит отталкивающе. Немного подумав, я поняла, что торговец олицетворяет человеческую подлость, эгоизм и обман, ведь он думает только о себе и собственных деньгах.

Параллельно с Рембрандтом развивался и другой голландский живописец – Ян Вермеер. Его картины находятся на правой стенке коридора. Алое платье, собранные наверх волосы, кокетливая улыбка — это произведение «Девушка с бокалом вина». На полотне я вижу три действующих лица: девушку в красном, мужчину подающий ей вино, и, видимо, ухажера этой девушки. Ухажер сидит на заднем плане, облокотившись о стол, с очень унылым и грустным видом. Мне показалось, что идея этого произведения в изображении недостижимого идеала. Для одиноко сидящего мужчины, им является девушка с бокалом вина. Он рядом с возлюбленной, но все равно не может к ней приблизиться.

Рядом с этим холстом располагается самая известная картина Вермеера – «Девушка с жемчужной сережкой». Изображенная на полотне девушка взволнованно обернулась, как будто услышала что-то. Мне сильно запомнился ее взгляд: он очень притягательный и даже немного магический. На секунду мне показалось, что девушка смотрит прямо мне в глаза. Второй яркий акцент на картине – жемчужная сережка, которая, по одной из версий является всего лишь потертостью, возникшей при реставрации картины.

Это полотно оказалось последним на выставке. Мне понравилось, что на экспозиции я увидела работы всех жанров и периодов. Раньше мне казалось, что художники чаще всего специализируются в одном направлении: на пейзажах, портретах, натюрмортах. В творчестве Рембрандта и Вермеера же можно найти все. Из-за этого, время, проведенное на экспозиции, прошло очень быстро, а работы не казались мне однотипными и скучными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *