В кинотеатрах России 24 марта 2022 года вышел в прокат фильм «Отец». Однако, сюжет картины был известен российским зрителям еще до этого. Фильм «Отец» — это экранизация пьесы французского режиссера Флориана Зеллера, более известного как писателя и сценариста. Дебютная картина режиссера вызвала много противоречивых разговоров критиков, считавших, что пьесу трудно экранизировать. Я решила посмотреть фильм и составить свое мнение.
Очень часто можно услышать фразу: «Чтобы лучше понять человека, поставь себя на его место». В такие моменты мне всегда было трудно понять и главное ответить для себя на вопрос: «А что бы я чувствовала?». В фильме «Отец» мне удалось примерить на себя слегка необычную роль. Главный герой Энтони, которого сыграл Энтони Хопкинс, серьезно болен. У него диагноз «деменция», который связан с заболеваниями головного мозга, когда вымысел и реальность сплетаются в единое целое, наблюдается снижение памяти, дезориентация в пространстве и потеря рассудка. Я часто слышала про эту болезнь, но никогда не знала, какие именно у нее особенности. На вопрос о симптомах я всегда получала короткий ответ: «Проблемы с памятью», — из-за чего не воспринимала ее в серьез. Эта тема, осознанно выбранная режиссером, основана на личных переживаниях автора. Флориан Зеллер однажды заявил: «Меня воспитала бабушка, и когда мне было пятнадцать лет, у нее началась деменция, поэтому я хорошо знаком с этой грустной темой. В то же время я понимаю, насколько она универсальна, и я не пытался рассказать свою историю, мне хотелось выразить свои страхи».
В сюжете фильма не была показана эта болезнь, как наблюдение со стороны за ситуацией в семье. Сюжет показан от первого лица, поэтому все переживания героя проживает и зритель. Представьте, что вы пожилой человек, который спокойно живет в своей квартире и наслаждается музыкой. Каждый день вас навещает ваша дочь Энн (Оливия Колман). Она рассказывает вам о том, что скоро переедет в Париж к своему молодому человеку и что наконец-то у нее все налаживается. Жизнь идет своим чередом. Вот только проходит пару часов, а перед вами уже другая девушка с другим мужчиной, которая утверждает, что она – ваша единственная дочь, которая пришла навестить вас со своим мужем, да еще и утверждает, что квартира, в которой вы живете, не ваша, а ее. На экране происходит полный абсурд, как для зрителя, так и для главного героя. Я, как зритель, стала путаться кто настоящая дочь и где на самом деле происходят действия. Перемены декораций и событий, происходящих в фильме, показывают перемены в сознании пожилого человека, подчеркивая его внутренний мир, отчего мне, вжившись в роль, не всегда и не совсем были понятны ход и логика событий. До последнего у меня не получалось уловить суть, и я начинала злиться на себя за то, что не понимала все, что происходит. Но конец фильма все разъяснил. Я осознала и смогла оценила задумку автора, ведь мои чувства и ощущения непонимания всего происходящего и были состоянием главного героя.
Думаю, что мне не удастся выделить ситуацию, где я бы так же смогла применить на себя роль другого человека. Я считаю, что картина однозначно удалась. Очень часто, только встав на чужое место, можно узнать все чувства и эмоции человека, а главное всю серьезность ситуации. Теперь я могу не только поставить себя на роль другого человека, но и сказать: «Я понимаю тебя», вместо тысячи слов.