Удивительная выставка «Рене Магритт. Вероломство образов», посвященная творчеству художника-сюрреалиста и его личной жизни, проходит в культурном квартале «Брусницын» с 20 января по 14 мая 2023 года. Рене Магритт – неординарный бельгийский мастер. Личность и видение мира художника напрямую отражается в фабулах его полотен. Любое произведение искусства было для Магритта в большей степени духовным объектом, то есть связанным с нравственным миром человека, нежели материальным — тем, который можно воспринимать на ощупь. Именно поэтому сюжеты его полотен основываются на противовесе внутренней связи с внешней, как объясняется на информационном стенде выставочного зала. Рассматривая ветки деревьев или искаженные окна домов на картинах Магритта, ощущаешь себя участником сюжетов его полотен. На выставке присутствуют разнообразные мистические декорации, такие как тени мужчин в цилиндрах и зеленые пластмассовые яблоки, подвешенные к потолку на тонких лесках. Вся созданная таинственная атмосфера гармонично сочетается с творчеством Магритта. Помимо декораций на экспозиции присутствует множество полотен с изображением зеленых яблок. Согласно наиболее популярной трактовке, «яблоко Магритта» – символ искушения, райский плод, который как и в библии, постоянно находится перед лицом современного человека. На выставке представлены работы с похожим сюжетом. Например, «Человек в котелке», «Сын человеческий» и «Великая война». На этих картинах лица героев закрыты: пролетающей птицей, яблоком или кустом сирени. Меня удивила не только схожесть содержания на картинах художника, но и подобранные к ним названия. На самом деле, многие выбранные автором заголовки к его произведениям искусства остаются необъяснимыми из-за расхождения с написанным на полотне. Например, на картине «Готовый букет» изображена девушка в белом цветочном платье, стоящая позади силуэта мужчины в котелке. На «Бесконечном узнавании» – двое мужчин, гуляющих но небесному своду. На «Чувствительной струне» – бокал на фоне горного каскада, доверху наполненный облаками. Ища связь между названием и содержанием произведения, начинаешь воспринимать его совершенно по-другому и основываться на личных ассоциациях. Помимо этих произведений, на экспозиции присутствовала репродукция картины «Черная магия», посвященная жене Магритта– Жоржетте Бергер. Полотно написано по мотивам античного мифа о Пигмалионе и Галатее. По легенде, скульптор так полюбил свое творение, что обратился к богам с мольбой оживить статую. Фигура жены Рене и вправду напоминает античную скульптуру. Как заявил сам художник: «На этой картине я, подобно Пигмалиону, создал женщину своей мечты. Чтобы вдохнуть в нее жизнь, Пигмалиону понадобилась помощь богов. Я же достиг этого силой своего воображения и верой в невозможное». Все картины удивительны как совместимостью противоречащих объектов, так и фабулами полотен. Интересно то, что каждый образ в его работах может иметь сразу несколько интерпретаций: все зависит от масштабов мышления и богатства воображения зрителя