Большой банкетный зал наполнен людьми в праздничных нарядах. Дамы стоят в пышных платьях. Мужчины, сопровождающие их, одеты в строгие костюмы: пиджак, рубашка и брюки черного цвета. Играет медленная музыка, и каждая пара, развернувшись друг к другу, начинает покачиваться. Но музыка меняется на торжественную. На верхнем этаже появляются два молодых человека – мужчина и женщина, главная пара этого вечера. Глава семьи придерживает свою жену за талию, спускается по лестнице, приветствуя гостей. Его спутница лишь мило улыбается и следует за мужем. Хлопок. Из самого дальнего угла режиссер кричит: «Снято». Теперь по помещению проносятся приглушенные разговоры. Актеры бегут в гримерную, чтобы сменить свои костюмы. Они переодеваются быстро, даже не смотря на вещи, которые надевают на себя. Им этого и не надо. Актеры знают, что на них надето, ведь было потрачено много времени на примерку. А для пошивочного отдела это не только время, но и большой труд. «В месте, где я работала, был целый цех. Мы там делали все: рисовали эскизы, шили, вырезали, скрепляли детали», – поделилась со мною швея, работающая в сфере не один год и согласившаяся мне помочь (эксперт просил не упоминать его имя). Работа над костюмом – это полностью командный труд художников, закройщиков, швей. Очень важно, чтобы между отделами было понимание и уважение, так как от их работы и взаимодействия зависит результат. Художник долго, упорно, множество раз переделывая, обговаривает вместе с режиссером картину – вид костюма в кадре. Затем, после общего решения, он берется за эскиз. Художник рисует его, а потом должен приколоть все используемые ткани. От каждого элемента костюма стрелками он показывает на материал, который используют швеи для пошива. После чего нарисованный эскиз передает закройщикам. «Мы должны исполнить идею художника, поэтому во время работы очень важно поддерживать связь друг с другом», – сообщил эксперт. После общего решения швеи получают готовый эскиз, по которому могут работать. Первое, что они делают – создают основу костюма. Если художник не смог купить нужный материал, то швеи ткут его сами. После того, как пошита первая версия костюма, назначается время для примерки на актера. Вместе с ним приходит и художник. «Я смотрю на то, как сидит костюм, а художник наблюдает и вносит свои коррективы. Допустим, мне кажется, что вырез нужно сделать определенным образом, а он видит по-другому. Тогда мы обсуждаем как лучше сделать, чтобы это смотрелось и эффектно, и не было трудностей при пошиве и создании. Все же нам лучше известны свойства и работа с тканями. Но в основном мы должны нести идею художника», –поделился специалист. Обсуждение чаще всего проходит при помощи карандашных пометок от художника, на той части, к которой есть разногласия. При этом костюм с актера не снимается, чтобы лучше видеть то, что надо исправить. После завершения примерки, костюм отдается в пошив. Этим занимаются либо отдельные пошивочные бригады, либо люди, которые работают на «главную» швею. Когда они отшили основу, работа снова возвращается. Теперь ее задача – декор и дополнительные украшения. С ними возникают некоторые трудности, так как их нужно делать вручную. Обычно используют метод драпировки, когда материал складывают в различные складки на тканях. Но этот этап работы делается уже на манекене. На протяжении всего процесса важно сверяться и показывать результат художнику. Если ему нравится, то костюм шьется дальше. Специалист поделился, что необходимо делать все качественно и не прощать маленькие недочеты. «Оператор снимает, когда идет действие актера или его реплики. Например, он может снять подол платья, а ты в этом месте допустил небольшую ошибку, надеясь, что это останется незаметным», – пояснил эксперт. Если костюм не использовали при снятии фильма, то он идет на другой, но в качестве массовки. Потому что идея этого костюма принадлежит художнику и использовать ее в другом фильме для главного героя неуважительно. «Я шила костюм на молодую даму 19 века. Его пошив длился полтора месяца. Было очень много мелких деталей. Рисунок создавали на юбке, и мы в этот рисунок запихивали вату, чтобы была выпуклость. Мех пришивали. За это время актриса изменилась, и одежда не подошла ей по параметрам. И костюм «снимался» на вешалке, не участвуя в фильме вообще. Обидно, но что поделать», –поделилась своим печальным опытом специалист. Упорная и суматошная работа подходит к концу. Люди, приложившие свои усилия для создания костюмов, могут расслабиться до следующего проекта. Звуки станков, шуршания чертежей и ниток затихают. Теперь вид в кадре будет зависеть от актеров. И только после этого долгая работа окажется перед зрителем. Зажгутся экраны кинотеатров, показывая новую историю. Семьи будут выходить из зала, бурно переговариваясь, обсуждая сюжет. Дети, держась за руку, станут описывать понравившихся им героев. И лишь немногие заметят самую главную и важную деталь, на которой мало акцента зрителя – костюм.