Я начала осознанно читать и любить этот процесс только в пятнадцать лет. Ключевое слово «осознанно». До этого я заставляла себя брать в руки книги, только тогда, когда нужно было подготовиться к уроку по литературе. Каждый «пришел» к культуре чтения в своем возрасте, а кто-то, возможно, и не пришел. Учащимся и педагогам пресс-центра «Поколение» стало интересно узнать отношение и причастие ребят к культуре чтения, поэтому я и Зоя Краснова провели дискуссионный клуб, поговорили о том, читают ли подростки и нужно ли им это делать в 21 веке.
Мы с ребятами собрались на отрядном месте, и Зоя объяснила, что культура чтения – это способность читателя к выбору книг, пониманию идей автора и его нравственной позиции, а также умение выражать свои мысли, которые возникают во время чтения. «Важно сказать о постоянстве культуры чтения. Если вы в какой-то период жизни что-то прочитали, сделали конспект и забросили, то это не культура чтения. Это значит, что вы просто сделали дело. Культура чтения – это обязательно нечто продолжительное», – добавила Зоя. Мы решили начать дискуссию с вопроса о том, видят ли ребята необходимость в этой культуре. Илья Максименко считает, что культура чтения не нужна каждому человеку, потому что абсолютно все, что можно подчерпнуть из литературы, можно найти и в других видах искусства: живописи, театре, кино и так далее, или в разных источниках информации». Ульяна Макаревич выразила противоположное мнение. По ее словам, культура чтения нужна всегда, независимо от времени: «Литература остается таким же развивающимся видом искусства, как и живопись, музыка. Она разнообразная, объемная и богатая, мне кажется, что каждый может найти книгу на свой вкус, даже если этот человек не сильно заинтересован в чтении. Это помогает стать более грамотным, эрудированным и размышляющим». Тем более, как говорит Анастасия Трофимова, некоторую информацию невозможно найти ни в каком паблике и подкасте: «Я хожу в букинистические магазины, где нахожу старые книги 80-х годов по киноведению, которые больше не переиздаются». Настя затронула очень важную тему – цели, с которыми мы читаем. Если для нее это во многом образование, то для кого — то получение информации в интересующем направлении. Антон Копылов любит научно-популярные тексты, потому что ему нравится техника, и он обожает ее изучать: «Литература обновляется очень быстро, а книги по этой теме появляются не спеша, поэтому мне легче найти какие-то статейки в интернете или еще что-то и так заполнить свой пробел знаний». Несколько ребят сказали, что для них цель чтения заключена в эскапизме, то есть в возможности попасть в другой мир. «Я читаю, когда хочу погрузиться в какую-то атмосферу. Выбираю произведение и прочитываю его за несколько часов, отрываясь от всего и чувствуя себя внутри книги. Я ощущаю себя как актер и как будто ищу новую роль в новом мире», – рассказала Елена Подоляк.
После того, как мы обсудили «читательские» цели ребят, в кругу началось обсуждение того, важна ли именно текстовая форма информации. По мнению Маргариты Андриенко, произведения важно именно читать, а не слушать, потому что, когда мы пользуемся аудиокнигами, то очень часто стараемся совместить их с каким-то другим делом, из-за чего прослушивание может стать просто фоновым шумом. «А на чтение приходится находить время, поэтому я считаю такой подход более осознанным», – сказала она. Риту поддержала Анастасия Трофимова: «Я не воспринимаю формат аудиокниги, потому что мне важно делать какие-то пометки во время чтения, чтобы потом к этому возвращаться». Лично я тоже не люблю слушать книги, потому что, как бы я ни пыталась сконцентрироваться на тексте, я все равно начинаю теряться в содержании и не могу нормально его воспринять. Ульяна не согласилась с Маргаритой. Она считает, что некоторым людям намного удобнее погружаться в произведение с помощью аудиокниги: «Мне кажется, что когда ты слушаешь текст, ты можешь делать это также вдумчиво, и информация будет так же легко усваиваться, поэтому сам процесс чтения не обязателен для всех».
Несмотря на то, что в XXI веке появилось много вариантов для восприятия текста, от людей старшего поколения нередко можно услышать упрек в том, что подростки, которые не читают, отстают в интеллектуальном плане от читающих. Поэтому, напоследок мы решили обсудить, что ребята думают по этому поводу. «Мне кажется, что культура чтения все-таки определяет интеллектуальный уровень. Человек, который поглощает информацию в текстовом формате, напрягает голову, что развивает и аналитическое и критическое мышление», – сказала Маргарита. Антон вступил в спор с этим мнением. Он считает, что мышление можно развивать и при просмотре, например, документальных фильмов, и не понимает людей, которые читают только ради того, чтобы казаться умными в глазах окружающих, если сам процесс им не нравится.
Поговорив с ребятами, я поняла, что культура чтения может развиваться не только благодаря художественной литературе, как мне казалось ранее. Кто-то выбирает читать тексты, которые есть в интернете, а кто-то предпочитает получать информацию, слушая подкасты или смотря видео. Несмотря на то, что культуры чтения придерживаются далеко не все, я думаю, что она находится под опекой тех, кто искренне в ней нуждается.