Конец мая. Я откладываю в сторону книгу Ли Бардуго «Шестерка воронов», еще прокручивая у себя в голове развязку, начинаю размышлять, какие могли бы быть другие варианты концовки. Думаю, с кем бы я могла обсудить книгу, чье мнение я бы послушала. Понимаю, что моя подруга еще не дочитала и поговорить с ней по этому поводу не получится. Я захожу на «YouTube» и нахожу видео женщины, которая делится своим мнением по этой книге. Это канал «Bookspace» — книжный блог Анны Шакировой, на котором я раньше иногда смотрела обзоры новых произведений и включала в свой список некоторые книги из ее подборок. Я решила посмотреть и другие книжные каналы на «YouTube», изучив не только краткие обзоры, но и другие форматы: обсуждения, книжные стендапы и анализы произведений.

Начать я решила с каналов, авторы которых рассказывают о книжных новинках, подводят итоги недели или месяца по чтению, снимают влоги и участвуют в книжных челленджах. Среди них «Books around me» и «Lera Zhuk». Такие блоги имеют аудиторию в среднем 50-70 тысяч подписчиков. Их видео больше подходят в ситуациях, когда не знаешь, стоит ли читать книгу. Подача материала у всех немного похожа – небольшое описание произведения без спойлеров, мнение человека – понравилась книга или не понравилась. Но есть и различия, например, атмосфера видео. В блоге Юлии Яковлевой «Books around me» больше ставится акцент на книгу, ее положительные и отрицательные стороны. На канале «Lera Zhuk» автор также обращается к зрителям и делится не просто фактами, но и своими мыслями и переживаниями по поводу произведения. Для меня минусом этих каналов является очень краткое описание книги, что лично мне не дает понимания, стоит ли читать произведение.

Существуют также каналы, которые могут помочь человеку уже после прочтения книги, например, «Правое полушарие интроверта». В этих видео материал подается с помощью картинок, схем и анимаций. Автора видео в ролике мы не видим, но слышим его голос за кадром. В видео подробно рассказывают о писателе, его произведении и деталях, которые можно в нем заметить. Идея ролика интересная, его содержание помогает увидеть в тексте книги отсылки к другим произведениям, обратить внимание на детали, проанализировать произведение в целом. Но здесь многое зависит от того, в каком формате человек лучше воспринимает информацию, насколько для него важно присутствие рассказчика в кадре. Для меня это не так важно, но все же интереснее, когда говорят не только об информации, но и о своих впечатлениях.

Более живой формат я увидела на канале «Калинкин!» в программе «Что бы мне поделать, только бы не почитать?». Ее ведут Женя Калинкин и Даша Касьян. С таким форматом я раньше никогда не сталкивалась. Подача информации оказалась необычной. Ее довольно много, но воспринимается она очень легко. Помогает и качественная картинка, она цепляет необычным антуражем – в каждом ролике ведущие сидят в локациях с неожиданной стилизацией: темный лес, больничная палата, какой-то дворец. В ролике подробно обсуждается не только книга, но и ее автор, время, когда произведение было написано, термины, связанные с эпохой. Видео построено как диалог, когда один из ведущих рассказывает другому об Оскаре Уайльде, Стивене Кинге и их книгах. Сценарий к ролику никогда не пишется, поэтому все видео – живое обсуждение книги и автора с шутками, теориями и гипотезами.

Есть еще и формат книжного стендапа. В программе «Кот Бродского: говорят подростки» на канале «Книжный стендап» выступают различные стеднаперы в возрасте от 14-15 лет, которые выбирают для своих выступлений как классическую литературу, так и современные книги. Для понимания большинства шуток не обязательно читать произведение, о котором идет разговор — стендаперы сами рассказывают о сюжете и героях. Особенно меня зацепили выступления Василины Москаленко. Она восемнадцатилетний стендапер из Владивостока и много говорит о современной литературе. В своих выступлениях она обсуждает проблемы современного общества, которые не всегда удачно подняты в книгах. После просмотра нескольких роликов с этого канала я подумала, что в каждом хорошем стендапе должна подниматься какая-то проблема, а цель автора – привести зрителя к какому-то выводу.

Я задумалась о формате книжных каналов. Конечно, наиболее информативный из этих вариантов – канал с анализом произведения. Но для меня самым интересным вариантом оказался проект «Что бы мне поделать, только бы не почитать?». Этот формат сочетает в себе как информацию, рассказанную просто и понятно, так и позитивную атмосферу и качественную картинку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *