Почти все лето я провела на станции метро Спортивная, в «Музее Оптики». К десяти утра я ехала на Биржевую линию 14, открывала большую деревянную дверь с надписью «ITMO University», заходила в помещение: справа от меня был спуск к кассе, напротив – мраморная спиральная лестница, слева – вход в музей. Устроилась туда работать, выучила текст экскурсии, тренировалась его рассказывать и объяснять посетителям сложные оптические процессы простыми словами. Сейчас же я хочу провести Вам небольшую экскурсию по «Музею Оптики».

«Главная цель мероприятий в нашем музее – показать, что наука может быть интересной и доступной каждому; что наука — это не только формулы, но и совсем не скучные физические явления; наша задача — развить творчество и креативное мышление у молодежи, дать ей возможности выбора профессии (чтобы не все поголовно становились менеджерами)» — говорит Елена Бобрицкая, заместитель директора детского Технопарка, в который входит музей.

 Мы находимся в первом зале. Здесь мы видим около десяти стендов, в большинстве из них – объекты Алмазного фонда России и яйца Фаберже. Но конечно же, они не настоящие. Все это – голограммы, то есть реалистичные, объемные изображения предметов, записанные лазерами. Тут же стоит стол, на котором, с помощью лазеров и специальной модели Медного Всадника, показано, как создаются аналоговые голограммы. Суть в том, что голограммы могут быть двух видов. Та модель, что на столе, показывает запись, так называемых, аналоговых голограмм, для их создания нужны только лазеры и пластины со светочувствительной эмульсией, сама голограмма выглядит, как действительно объемный предмет, пластину даже не замечаешь. А бывают еще цифровые голограммы, для них нужно около двух тысяч снимков здания или чего-то другого почти со всех ракурсов и специальный «holo-принтер» (таких всего 6 в мире!), но в этом случае по голограмме зачастую можно заметить, что она – всего лишь фотография с эффектом объема. Множество голограмм можно найти и в остальных залах на стендах. Дальше по нашему маршруту представлена самая большая в мире коллекция оптических стекол, которая создавалась еще в СССР. Пол перед этой коллекцией не обычный, как в других залах. Ты ходишь по пластинам, под которыми перемещается разноцветная жидкость, экскурсовод объясняет: «Под ногами два вещества: одно гидрофобное («боится» воды), второе – гидрофильное («любит» воду), поэтому они не смешиваются и выходит такой красивый эффект». В следующих залах рассказывают о зеркалах, очках, микроскопах, иллюзиях, тепловизорах… Тепловизор – это аппарат, создающий тепловое изображение предмета. Работая экскурсоводом, я узнала удивительный (во всяком случае для меня) факт: некоторые животные, например змеи, видят, как тепловизор, то есть «считывают» температуру и смотрят на мир, как на множество ярких пятен.

Почти все залы интерактивные: бери что-угодно, рисуй светом на стене, блуждай в комнате с зеркалами, можешь хлопком менять цвет освещения комнаты, короче, не заскучаешь. Перепробовав все, я поняла, что больше всего мне понравилось играть и создавать свою музыку с помощью лазеров. В последнем зале стоит небольшой аппарат, между его стенками видно шесть лазеров, и проводя руку через их красные лучи, слышишь звуки различных музыкальных инструментов, их можно менять. По такому принципу, кстати, работает сигнализация: лазер «чувствует» прерывание и издает звук.

 Находясь в четвертом зале и рассматривая прародителей современной анимации, ноотропы, например (цилиндр с картинками внутри; если его раскрутить, может получится простейший мультик), вы можете заметить рядом вход в отдельную от музея комнату, в ней проходят мастер-классы. Взрослых и детей учат рисовать на воде, делать анаморфозы и создавать другие иллюзии. На мастер-класс нужно записаться заранее. Например, рисование по воде называется «Эбру». Там вам подготовят краску с бычьей желчью и специальный раствор воды с загустителем, из-за состава краска не смешивается с водой. На поверхность воды вы будете капать раствор, потом сверху наложите бумагу и снимите рисунок. На мой взгляд, это самый интересный мастер-класс. 

Экскурсия подходит к концу, и у меня есть повод рассказать вам про необычную систему «благодарностей». Здесь, прослушав экскурсию, вы не просто говорите рассказывающему «Спасибо» или хлопаете, вы «ставите ему лайк». На кассе при покупке билета тебе выдают специальную бумажку, на которой так и написано: «лайк экскурсоводу». Эта система дает понять экскурсоводу, насколько хорошо он преподносит информацию, какому количеству людей нравится, а также за эти «лайки» в конце месяца существует некоторая премия.

 После посещения «Музея Оптики» действительно задумываешься о том, что наука: физика, оптика – это не только длинные определения и скучные лекции, но и, например, те же самые мультфильмы и современное 3D. Тем, кто ещё не определился с будущей работой, музей подкидывает варианты для выбора профессии по таким направлениям, как голография, создание анимации, медицина, программирование. Мне кажется, сделав этот музей, поставив именно эти экспонаты, написав текст экскурсии, после прослушивания которой ребенок может объяснить, что поляризация – это свойство света, или, что человек – проводник электрического тока, создатели не прогадали и вполне успешно выполнили поставленную задачу сделать науку доступной и понятной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *