Существует практика обмена студентами со всего мира. Интересна она тем, что человек приезжает в незнакомую семью на определенное время, адаптируется там, знакомится с принявшими его людьми, проходит социализацию в новом месте и доме. Но, конечно, сложно назвать это домом в понимании душевного спокойствия и какой-то «крепости». Хоть у многих и получается так найти дом, у меня не удалось это сделать.
Прошлым летом я ездил на остров Кипр. Я находился один в чужой семье и не чувствовал уют и тепло. Я слышал семейные ссоры, ругань на всю квартиру и по большей части не хотел там находиться. Да и жители её, наверное, этого не хотели. Ездил я туда, чтобы отдохнуть и посмотреть на архитектуру, но если со вторым все прошло достаточно удачно, то с отдыхом без дома, в котором хорошо, было сложно. Для этого и нужны программы обмена. Люди заинтересованы в построении доброжелательных отношений: одни получают деньги и опыт коммуникации с подростками, а другие общаются и приобретают знания. Конечно, это больше похоже на путешествие в другую страну, но кто-то и там за две недели находит дом.
Полина Рожкова, бывшая ученица 41 гимназии города Кемерово, таким образом ездила в Германию: «Я училась на немецкой филологии, потому и отправилась туда, улучшить свой разговорный язык. Это была летняя поездка, поэтому я ходила в школу немецкого», – говорит она. Однако, чтобы попасть в эту программу, Полина проходила специальные экзамены. Они бывают в разных видах: где-то от человека требуют эссе на языке государства, в которое он собирается, где-то проводится собеседование для оценки уровня знаний. Поездка, о которой говорила девушка, оплачивалась родителями: билеты в Германию, еда, экскурсии и прочее. Существуют и прочие программы, бюджетные и полу-бюджетные, однако после ковида их стало заметно меньше. Маргарита Андриенко, выпускница пресс-центра «Поколение», рассказала мне о том, что в ее школе выдавали гранты, и лучшие ученики могли поехать в Лондон на неделю, чтобы попасть в языковую среду. Я думаю, что это бесценный опыт: общение с носителями помогает быстрее выучить язык.
В первое время пребывания в другой стране могут происходить конфликты из-за языкового барьера. Человек, который знает немецкий даже на высоком уровне, может не понять носителя. Однако для Полины это не было проблемой. Она неплохо знает немецкий, спокойно его понимает и может говорить на нем. Знания языка помогли ей в бытовой жизни, она редко пользовалась жестами или другими способами передачи информации. Полина даже заметила разность диалектов принимающих родителей, что, хоть и не мешало общению, но было достаточно забавно: «У нас был день настольных игр и принимающие родители постоянно шутили над произношением друг друга».
Кроме того, могут возникать противоречия, культурный шок, в прямом смысле. В первую очередь, происходить конфликты могут из-за столкновения народов, привычек и повадок, потому что люди разные на национальном уровне. Но, с другой стороны, столкновение этносов – это обнаружение для себя культуры другого государства и нации. К примеру, Санкт-Петербург, мой родной город, не был бы отстроен в таком виде без коммуникации с другими народами, так как Пётр I сам ездил по странам и собирал оттуда «лучшее».
Сгладить впечатления от «культурного шока» и почувствовать себя комфортно помогут люди рядом. Полина рассказала, что ее принимающие родители оказались приятными на вид, вели себя дружелюбно с ней и с ещё тремя людьми, которых определили в эту же семью. Это во многом и помогло ей почувствовать себя защищенно.
Я бы очень хотел испытать на себе подобный опыт: оценить свои знания языка, изучить что-то новое, понять других людей. Может даже найти дом, второй, такой же комфортный, как квартира, в которой я живу. Думаю, что мой подобный опыт оказался неудачным, потому что люди вокруг меня не были заинтересованы в построении уюта. Я приехал к другу, а не к его семье, и поэтому я был человеком, который живет у них почти бесплатно. Поэтому все получилось так, как получилось. Но думаю, что все впереди.