Не так давно я посмотрел фильм ужасов под названием «Мы». Я довольно редко смотрю хорроры и меня удивило то, что режиссер почти не использовал классические скримеры, а весь страх создавала атмосфера и сюжет. А есть картины, которые целиком построены на резких «пугалках», в кинематографе существует много приемов для придания хоррор составляющей. По словам киноведа, Анастасии Трофимовой, все фильмы ужасов делятся на два типа: «Первый – детективный. Пошел он от Артура Конан Дойла, хотя это были не хорроры, но кино переняло структуру повествования. Первую половину сюжет пугает необъяснимыми событиями. И когда человек уже намучался, появляется условный Шерлок, объясняющий, что тут происходит. Второй тип – ужас ради ужаса. В этом случае напряжение сохраняется до самого конца, а сама разгадка безумно банальна. Так или иначе, все хорроры отсылают нас к иррациональным страхам. Страх смерти, страх монстра под кроватью, страх скелета в шкафу», – говорит Анастасия. Показать эти страхи помогает атмосфера, которой можно добиться несколькими способами.

Во-первых, это визуальная часть: как правило, картинка хоррора очень темная, например, в ужастиках часто используют мерцающий красный цвет, что вызывает тревогу. Что касается места событий – это может быть большой дом, больница, школа. В общем, замкнутое пространство с большим количеством длинных коридоров и запутанных лестниц. Эти локации нужны, чтобы зритель был в состоянии постоянной тревоги, чувствовал, что он уязвим и вглядывался во тьму. Такие фильмы часто основываются на фобиях человека: огромное количество страшилок построены на боязни глубины, насекомых или замкнутых пространств, и это тоже очень сильно давит на зрителей. Кино становится в десять раз страшнее, если построено на вашей главной фобии.

Но согласитесь, хоррор не может быть немым, поэтому огромный упор делается на звук. В ужастиках музыка часто используется в напряженные моменты, чтобы еще сильнее накалить обстановку. Пожалуй скрипка – любимый инструмент всех
режиссеров таких фильмов, ведь именно ее звук максимально колкий и звонкий. Но иногда используется наоборот веселая музыка и при правильном подборе это может еще сильнее напугать человека. Я думаю, все видели сцену из фильма «Оно», где клоун танцует под энергичную музыку. Не стоит забывать про различные шорохи, скрипы, шаги, которые постоянно держат человека в напряжении и присутствуют буквально в каждом подобном фильме.

Еще одна важная вещь в любом хорроре – злодей. Зачастую это какие-то паранормальные существа или маньяки, как в старом добром «Кошмаре на улице Вязов». Сценаристы также любят делать главным злом на первый взгляд неодушевленный предмет, как в фильме «Чаки» про ожившую куклу. То, что не может причинить вред резко становится источником всех бед и это пугает. Но иногда бывает так, что зло совсем не появляется на экране. Тогда зритель сам представляет пугающий образ. Сюда же можно отнести сюжетный прием хоррор фильмов, который используется не только в них, а именно – сюжет-перевертыш. Отличный пример – фильм «Паук». Человек видит в окне дома напротив существо, но не догадывается, что оно находится в одной комнате с ним.

Пожалуй, самая неотъемлемая часть всех хорроров – скримеры. Это, кстати, самый популярный и клишированный прием. Прямо перед глазами зрителя появляется монстр или, к примеру, маньяк. Проблема этого приема – он настолько измучен, что уже не пугает искушенного зрителя, поэтому режиссеры его используют только в связке. Например создают напрягающую обстановку с помощью цвета, звука, теней и зритель уже готовится к чему то страшному. Тут все на секунду замирает и… бам! – скример. Человек успевает расслабиться, ведь все закончилось, но именно в этот момент он наиболее уязвим.

А вот фильм под названием «Техасская резня бензопилой» использует совсем другой прием, который можно назвать «бойня». Суть его в том, что ужас достигается безумно кровавыми сценами. Зритель представляет себя на месте героя, а если делать атмосферные паузы на скримеры, то можно устроить настоящие качели, которые полностью выведут зрителя из равновесия.

Очевидно, что хоррор фильмы – это целое искусство и огромное поле для воображения, об умении пугать в кино у Кинопоиска есть несколько видео. Если грамотно использовать все приемы, то можно создать по-настоящему страшное кино, способное заставить человека видеть кошмары еще несколько ночей. За это я и люблю такие фильмы – это отличный способ пощекотать нервишки и проверить свою
стойкость. Анастасия отмечает, что фильмы ужасов могут помочь побороть наш страх: «Мы встречаемся с нашим страхом лицом к лицу и именно в этот момент понимаем, что это – просто история, просто фильм, где играют обычные актеры».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *