Каждый день петербуржцы проходят мимо уличных музыкантов, артистов или художников. В вечной спешке мы даже не замечаем лица этих людей, а ведь без них уже трудно вообразить центр нашего города. Для многих истинный образ творца – это всего лишь аккуратный берет и кисточка в руках. Но что же скрывает их вечно задумчивый взгляд? Для ответа на этот вопрос я отправилась к Екатерининскому саду и поговорила с уличным художником – Владиславом.
-Почему Вы стали художником?
-Во-первых, я с детства любил рисовать. Так же помню, как впервые попал в мастерскую художника – в тот раз я принес ему свои работы. Я взглянул на настоящие профессиональные краски, кисточки и холсты, посмотрел на огромное пространство и высокие потолки. В тот момент мне показалось, что вся его жизнь – сплошные эмоции и новые впечатления.
-Как начался Ваш творческий путь?
-Примерно в конце 80-ых я и мой друг впервые вышли на Невский проспект с венскими стульями в руках. Мы вытащили карандаши, бумагу и начали рисовать, тогда к нам стали подходить люди. До нас этого еще никто не делал, поэтому нам хотелось напрямую пообщаться с народом, показать свое творчество и поделиться отношением к происходящему.
-Что-то изменилось в организации Вашей работы с того времени?
-Раньше вдоль всей решетки Екатерининского садика художники вешали свои работы, сейчас же картины организованно продаются на платных стендах у собора Святой Екатерины. Не изменился один порядок: кто раньше пришел, тот и занял себе место.
-Считаете ли Вы свою деятельность настоящим искусством?
-В основном, это, конечно, коммерческий процесс. Мы работаем по определенным стандартам: прическа, растушевка, рот, аккуратные глаза, губы и т.д. Творчество, в таком случае, сводится к нулю. Однако, иногда попадаются интересные лица, работая с которыми забываешь о «правилах написания уличных портретов».
-Работаете ли Вы, помимо улицы, в мастерской, «для себя»?
-В мастерской безусловно, особенно зимой! Пишу портреты (в основном по фотографиям), иногда выезжаю на этюды. «Для себя» как-то не особо получается, все время приходится искать новые заказы и приносить доход в семью.
-Какие необычные случаи происходили в Вашей практике?
-Лет тридцать назад один взрослый здоровый мужчина попросил изобразить его в ангельском обличии. Я с трудом сдерживал смех. Совершенно не хотелось рисовать ему белые крылья и нимб над головой, а потому я просто немного увеличил его грустные глаза и сложил ладони. Реакция у мужчины была ужасней просьбы: безжалостно разорвав мой портрет, он убежал в сторону площади Островского.
-Что в Вас изменилось за это время?
-Я стал лучше разбираться в человеческих характерах. Теперь мне достаточно всего лишь взглянуть на человека, чтобы понять, каков он на самом деле. Быть может, он только что ограбил ювелирный магазин, а может, помог бабушке перейти дорогу. Хотя зачастую люди думают, что вся наша работа – это просто ерунда, «не за что деньги платить”, но если у тебя нет определенной жилки и ты не ухватил всю суть человека, то у тебя и не получится настоящий портрет, ведь это не фотографическое изображение, а более глубокая вещь. Так что уличный художник с большой практикой в некотором смысле ещё и психолог.
-Происходили ли конфликты с портретируемыми?
-Абсолютно все было. Приходили неадекватные или выпившие люди, требовали нарисовать их портрет, устраивали дебош. Хотелось бы, конечно, чтобы подобное в Санкт-Петербурге случалось значительно реже, однако приезжают сюда не только для знакомства с культурой, но и также, чтобы просто «весело» провести свое время.
-Что Вы вынесли из своей деятельности?
-Художники – одни из самых счастливых людей на Земле, они способны видеть красоту вокруг себя, не взирая на их материальное благосостояние. Однако, они одновременно и самые несчастные люди. Художники понимают, что им не под силу передать всю окружающую их гармонию, поэтому очень часто они изображают не прекрасное, а безобразное, ведь это намного проще. «Характерные» лица (непохожие на других) – это и есть отклонение от нормы. Кпримеру, Мадонну с младенцем написать намного сложнее, чем уличного бродягу, очевидно, и Ад изобразить легче, чем Рай. Вы не представляете, как легко тонкую красоту превратить в приторную «карамель», опошлить, но только уже это уродство непременно оттолкнет, потому как природой оно не было создано.
Признаюсь, было нелегко найти уличного художника, который хотел бы со мной поговорить. Вокруг я видела лишь замерзшие строгие лица, они будто выкрикивали: «Только не подходи и ничего у меня не спрашивай!». Однако, Владислав оказался настоящим «питерским интеллигентом». Благодаря ему я вновь поверила в наших уличных творцов. И действительно не просто так они зимой выходят на улицу в надежде нарисовать несколько портретов, но нам порой трудно их понять. Мы смотрим на сияющие детские глаза, видим утреннее зарево, но не слышим тех слов, которые часто раздаются в голове художников: «Работай и может быть, тогда ты сможешь написать что-то настолько же живое!».
Серафима ЧЕСНОКОВА