Большие оранжереи с экзотическими растениями, мини-зоопарк с разными зверьми, от маленьких змей до лисиц, аквариумы – все это находится не в центральном зоопарке города, а в Эколого-биологическом центре «Крестовский остров» для детей. Здесь ребята изучают разные естественные науки и чувствуют себя ближе к природе. Тут можно узнать много нового из ветеринарии и медицины, флористики и даже микробиологии. Также, в центре по мимо профильных занятий, для ребят часто проводятся лекции, где рассказывают про общую биологию. Эту идею предложил около 10-ти лет назад Полоскин Алексей Валерьевич, заведующий методической и организационно-массовой работы центра. Ольга Александровна Щагина, одна из организаторов мероприятия, рассказала мне про цель этих лекций: «На занятиях ребята не могут узнать все. Поэтому, для того чтобы нести просвещение в массы и знакомить учеников с какими-то интересными вопросами в биологии, мы решили создать ещё и дополнительные встречи». Такие собрания проходят регулярно, в последнюю среду месяца. Их проводят разные специалисты из биологических университетов. Это бывают как ещё студенты, так уже взрослые ученые «Мне кажется, что знакомство, общение ребят с молодыми профессорами очень важно. Ведь у них есть возможность узнать больше о разных факультетах, университетах, определиться с будущей работой», — поделилась Ольга Александровна. Я тоже смогла посетить подобную лекцию, ее темой стали инфузории. Конференцию проводила Хабибулина Валерия Руслановна, которая уже много лет работает на кафедре зоологии беспозвоночных в СПБГУ.
На встрече были совсем разные ребята: от первоклассников до старшеклассников. По ходу конференции Валерия Руслановна общалась с ними, задавала вопросы, чтобы вовлечь в процесс, а после объяснения каких-то трудных тем, сама спрашивала: «Все ли понятно?» — и при необходимости помогала ребятам разобраться. В начале лекции преподаватель рассказала про «Инфузорию Туфельку» — понятную и легкую для всех тему. «Мне было важно начать с чего-то простого, незамысловатого даже для тех, кто давно не открывал учебник по биологии», — говорит Валерия Руслановна. После введения, педагог рассказала подробнее о строении инфузории: ядра, вакуоли, цитоплазма и реснички — тонкие нити, которые помогают инфузории двигаться. Но как оказалось, они нужны не всем одноклеточным этого вида. Одни из таких – сосущие инфузории. Валерия Руслановна поделилась с гостями своим опытом знакомства с такими инфузориями. История произошла совсем недавно, в 2018 году. Она, вместе с другими учёными с кафедры проводила исследование на Белом море, где они нашли много ценного материала, в числе которого – гидроидный полип «Обелия». Это обычное растение, обитающее на глубине морей. Преподавательница начала проводить с ним, как и с другими находками, различные манипуляции. Она добавила специальный химическим краситель, который должен окрашивать ДНК инфузорий в голубой цвет. Но позже обнаружила, что раствор почему-то желтеет. Такая реакция для Валерии Руслановны была неожиданностью. Больше месяца она пыталась выяснить причину этого явления, общалась с другими работниками кафедры, в попытках узнать что-то интересное, но поиск не дал результатов. Поэтому, девушка решила, что она открыла новый вид инфузории и скоро получит Нобелевскую премию. Но все ее мечты разрушил Добровольский Андрей Александрович, известный зоолог, паразитолог и педагог. Он рассказал, что никого открытия она не совершала, а лишь нашла уже давно существующие сосущие инфузории, про которые Валерия Руслановна рассказывала в начале лекции. Тогда преподавательница начала искать информацию об этих неизвестных материалах, найденных на Белом море. Но все материалы были устаревшими и не актуальными, последнее исследование совершено в 1909 году. Так и случилось это большое и неожиданное открытие, находка инфузории, спустя сто лет.
Эта лекция показалась мне увлекательной и интересной. Весь материал несмотря на то, что я плохо разбираюсь в биологии, показался для меня простым. И после посещения этого мероприятия я поняла, что «Крестовский остров—это не просто образовательное учреждение, а настоящий биологический островок, где ребята становятся ближе к природе.