Темно-синие расписные стены, огромный дубовый стол, старинные деревянные шкафы с книгами и наградами, массивная люстра на потолке — кабинет Литературного клуба Дерзание. У дальней стены стоит невысокая женщина в светлом платье, приветливо улыбается собравшимся на литературном вечере. 13 февраля прошла встреча с писательницей Юлией Андреевой, выпускницей клуба и автором 64 изданных произведений, многие из которых литературоведческие. Записки, дневники, воспоминания близких писателей, даже чья-то страничка на Фейсбуке, или «История» Геродота — источники информации, откуда автор и узнала об историях создания литературных героев.

Мероприятие было посвящено одной из последних книг писательницы – «Откуда приходят герои любимых книг. Литературное зазеркалье. Живые судьбы в книжном отражении». Это сборник, в котором рассказано о прототипах 586 литературных персонажей. По словам самой Юлии Андреевой, «такую книжку невозможно закончить, поскольку новые персонажи появляются чуть ли не каждый день». Книга делится на две части: «детская недетская литература» и «для взрослых читателей». «Детская – потому что это сказки и литература школьной программы, а недетская – потому что часто в произведениях «для маленьких» есть очень много жестокости и других «вредных» для ребенка вещей. Например, в первоначальной версии «Белоснежки» мачеху в конце заставили танцевать в раскаленных железных сапогах, а сестрам выклевали глаза голуби», — рассказала Юлия Игоревна. Истории о принцессах иногда они возникают многими эпохами ранее того, как кто-то использует их в своей сказке. Так, например, Золушка впервые появилась совсем не во Франции, и ее первым автором был далеко не Шарль Перро: «Золушка встречается еще в папирусах 6 века до н.э. в трудах Геродота. Он рассказывает, что такая девушка действительно была – ее звали Родопис. Она родилась в Греции, а вскоре была продана в рабство фараона. Помимо внешнего сходства с Золушкой, у нее были позолоченные сандалии  — аналог туфелек. Однажды она отправилась купаться на реку, оставив обувь на берегу. В этот момент над берегом пролетал сокол, который, увидев блестящую позолоту, взял одну сандалию в клюв и улетел. Достигнув дворца, птица выронила добычу, которая упала прямо на фараона. Сандалия показалась ему крайне изящной, поэтому он тут же решил разыскать ее владелицу. Ее нашли довольно быстро, после чего Родопис вышла за него замуж». Похоже, во все времена отношения девушек с принцами остаются одинаковы. Герои комиксов тоже не особо меняются: чтобы стать им, нужно просто сделать себе загадочный костюм и идти восстанавливать справедливость в каком-нибудь американском городе. Например, так было с Бэтменом: «У этого персонажа тоже был прототип, его звали Билл Смит. 1870 году он переехал из Лондона в Америку, где открыл свою мясную лавку. И однажды в этой лавке он поймал воришку, которого тут же сдал в полицию. Но на следующий день, когда Билл Смит пришел на рынок, он увидел там того же самого вора – полицейские отпустили его. Тогда мясник пошил себе маску, практически идентичную маске Бэтмена, и стал патрулировать улицы по ночам».

За время мероприятия Юлия Игоревна рассказала о прототипах героев тринадцати книг: «Золушки», «Белоснежки», «Черной курицы», «Робинзона Крузо», «Питера Пэна», «Доктора Айболита», «Бэтмена», «Анны Карениной», «Горя от ума», «Евгения Онегина», «Недоросля», «Муму» и «Гарри Поттера». Также писательница сказала, что планировала включить в сборник персонажей современных авторов, но многие из них вряд ли бы кого-то заинтересовали, поскольку мало кто о них знает. Однако один писатель все-таки туда попал – это Александр Чесноков, известный как О’Санчес. В книгу Юлии Андреевой вошел персонаж из его романа «Кроменшник», Свинтус, прототипом которого стал Джованни Бруска по кличке Свинья, босс итальянской мафии начала 90-хх годов. Герой интересен тем, что в его историю включен реальный кусок криминальной биографии Джованни. Сам О’Санчес создает исторические романы (последний — о 60-70хх годах ХХ века), уголовные боевики, фэнтези, миниатюры, стихи, эссе и так далее. Он тоже присутствовал на мероприятии и выступал со своим сборником афоризмов, которые Юлия Андреева иногда использует в своих произведениях. Он также зачитал некоторые из них – «Лучше наступать на грабли, чем на Москву», «Умрешь и выйдешь из зоны риска».

писательница

Поскольку за время мероприятия его посетители узнали очень много о книге, но при этом практически ничего об ее авторе, последние полчаса встречи прошли в формате «вопрос-ответ». Очень часто писательницу спрашивали о ее прошлом, когда она еще училась в «Дерзании». На вопрос, как она туда попала, гостья ответила: «В первом классе моя сказка в стихах была лучшей на конкурсе, но в то время в таком возрасте сюда было не попасть, и мне сказали приходить в шестом. Именно тогда у меня начали получаться хорошие работы». Упоминая о своем детском творчестве, писательница  рассказала, что у нее до сих пор хранится тетрадка с ее первыми произведениями, некоторые их них ей очень даже нравятся. Также Юлия говорит, что писала в детстве очень много и часто. Может быть, ей удалось найти свой способ написания произведений, особое состояние, в котором ей удается сочинять, но когда ее спросили о процессе создания стихотворений, она ответила: «Порой я откладываю стихи на несколько лет. Вот почему я сейчас никаких новых сборников уже и не издаю. Ритм прозы сильно захватывает». Книг у Юлии Андреевой издано очень много, а свои первые знания в сфере писательства она получила именно в «Дерзании». Однако когда ее спросили, не хотела ли она когда-нибудь открыть свой собственный литературный клуб, женщина ответила отрицательно, аргументировав тем, что: «там нужно очень много работать, уделять этому большое количество времени», из-за чего у нее не будет возможности писать собственные произведения.

Для меня мероприятие было довольно интересным, поскольку над вопросом происхождения персонажей я задумывалась еще в детстве, когда сама пыталась писать что-то. Тогда я довольно часто «срисовывала» героев со своих друзей или случайно увиденных людей, и мне было любопытно, делают ли так другие писатели. Как выяснилось, по сравнению с историями Бэтмена-мясника или Золушки-египятнки мои прототипы – детский лепет. Если я вдруг вернусь к писательству, может, стоит позаимствовать пару идей из книги Юлии?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *