Небо отвергло Демона. Теперь он – бесстрастный одинокой дух, презирающий людей. Безграничная власть над высотами Казбека и бессмертие наскучили ему. Пришло время, когда он был уже не в силах выносить свои мучения, и влюбился в красавицу Тамару. Подстроив смерть ее жениха, главный герой приходит к девушке в ночи и разговаривает с ней. Тамара попадает под чары духа и позволяет ему подарить свой смертельный поцелуй. В Аду пара так и не встретится: душа молодой княжны попадет в Рай. Об этом поэма «Демон». М. Ю. Лермонтов – один из первых писателей русской классики, попытавшийся понять Дьявола. Он ушел от привычной концепции девятнадцатого века с прекрасным героем-мучеником, распространяющим нравственные идеалы. В центре этой поэмы – Демон, не отрицательный, но сильно страдающий персонаж. Он хотел любить и быть любимым. Посчитав, что имеет право не быть одиноким, дух сблизился с Тамарой и погубил ее. Лермонтов исследовал «темную» сторону человека, опередив свое время.

В двадцатом веке религиозные заповеди и церковь перестали быть всемогущими. Люди поняли, что мир больше не делится на «божественное» и «дьявольское». Демон расщепляет нас изнутри, это факт. Искусство и психология стали исследовать эту часть. Вся жизнь, переживания, страсти и пороки Дориана Грея отражаются на портрете. Главный герой романа Оскара Уайльда впервые задумался о своей красоте, когда услышал восхищенные речи художника. Тогда им овладела мысль о ее недолговечности. Юноша сказал: пусть стареет портрет, а сам он остается вечно молодым. Так и случилось. На протяжении многих лет Грей оставался привлекательным, его окружало все больше людей, которых привлекали красота, богатство и его пороки. Герой поддался эгоизму и похоти, опустился на нравственном уровне и в последствии умер в дряхлом теле. Свою сущность не изменить. Морщины, от которых он бежал, вернулись, а душа прогнила.

Общество всегда загоняет своих членов в определенные поведенческие рамки. Нам, людям, чьи сюжетные линии переписать невозможно, приходится с этим мириться. Антигерои же позволяют считать себя в праве подавлять других, испытывать судьбу, выражать свою агрессию в полной мере. А мы – нет. Общество нам такое не прощает. Внутренне мы все хотим свободы, но не можем ее достичь, потому что существуют определенные моральные правила, без которых социум не выжил бы. Те же положительные герои мучаются, страдают чувством вины. А вот антигероям это безразлично: они анархичны, независимы от общества. Например, серийный убийца Джокер, клоун-принц криминального мира издательства DC Comics. Он сошел с ума, когда упал в кислоту, испугавшись Бэтмена во время ограбления карточной фабрики. С тех пор маньяк внушал лишь страх жителям города Готэма. Тодд Филлипс рассмотрел жизнь персонажа в своем фильме 2019 года «Джокер» с другой стороны. С этого момента герой – неудачник, получающий гроши и живущий со своей больной матерью. Он несчастен, ищет смысл, достаточную причину, чтобы жить дальше. В любви, признании, возможности быть самим собой он нуждается больше всего. Филлипс предлагает задуматься: может, главный супер-злодей вселенной комиксов – маленький человек? Может, черт в табакерке – на самом деле птица в клетке?

Мы не можем быть святыми, не можем прятать в себе свои пороки. Думаю, в течение последнего столетия люди стали больше обращать внимания на неоднозначность судеб и событий. Нет чистого зла, нет чистого добра. Выходит, человек смешал в себе черный и белый цвета. Пытаясь найти себе подобного, он обращается к литературе, и находит то, что ищет. Возможно, антигерои – это не примеры для подражания, зато в них можно найти поддержку, простое осознание, что ты сам не являешься плохим человеком. Во всех нас существует «тень», остается только принять ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *