«Меня, бывает, спрашивают, что бы я поменяла в жизни, если бы вернулась в прошлое. Но все, события, которые происходили со мной, привели к тому, что у меня есть сейчас», — говорит Ольга Базырина. В подростковом возрасте людям часто приходится строить планы на будущее, всерьез задумываться о профессии или даже о будущей работе. Но даже если человек уже определился с тем, что будет делать и где учиться, это не значит, что жизнь действительно сложится так, как он себе представил. Так произошло и у Ольги. Ещё в детстве девушка четко решила, что будет психологом, но все пошло не по плану. Сейчас Ольга учится на сурдопедагога, преподавателя для детей с нарушениями слуха.
Ольга показалась мне довольно спокойным человеком: карие глаза и аккуратное темное каре, она расслабленно сидит на стуле в футболке и джинсах. В детстве она была закрытой: «Когда я была в детском саду и играла в песочнице, мне нужно было сидеть со своими игрушками, и чтобы меня никто не трогал», — говорит она. В восемь с половиной лет появилась сестра, что наложило отпечаток на характер — чувство ответственности за младшую. Девушка с детства любит скорость: раньше часто каталась на велосипеде и роликах, а сейчас на вопрос о самом радостном воспоминании рассказывает о дне, когда получила права: «Я поставила цель получить их в 18 лет, очень хотелось водить еще с четырнадцати. У меня пока нет своей машины, поэтому, когда есть возможность, я вожу автомобили друзей или беру в аренду, если нужно куда-то доехать. Мне нравится ощущение скорости, когда я еду за рулем по дороге», -рассказывает она. Ольга любит путешествовать: «Мы с родителями часто ездили на машине в другие страны, а потом я и сама, уже студенткой, добралась до Норвегии и Чехии. Мне понравился город Осло, он чем-то похож на Санкт-Петербург по своей энергетике. Я очень люблю Европу, мне нравится узнавать новые места, но нигде я не могу находиться больше двух недель, всегда тянет домой», — говорит она. С родителями отношения у Ольги всегда были очень теплыми, девушка могла часами говорить с ними обо всем на свете. «Мама с папой часто говорили мне, что я обязана получить хорошее образование», — говорит Ольга.
«В шестом классе я заинтересовалась психологией, особенно клинической. Если с физическими болезнями мне все было более-менее понятно, то все то, что связанно с сознанием человека, всегда вызывало у меня вопросы. Я стала читать все больше и больше литературы и в конце концов решила, что после школы буду поступать на психолога», — говорит Ольга. В одиннадцатом классе девушка стала готовиться сдавать ЕГЭ для своей будущей специальности: «Это очень серый период: на тебя давят со всех сторон, говорят, что сдать экзамен – самое важное в жизни. Весь год был в напряжении и состоял из бесконечной учебы и сна», — рассказывает Ольга. Девушка пробовала поступить в СПБГУ, но не получилось пройти на бюджет. «Мама была против того, чтобы я пошла на психолога, мягко пыталась направить меня в другое место, куда угодно, только не туда. Говорила, что мне там будет тяжело, и намного лучше быть педагогом», — говорит она. В один из последних дней для подачи документов мама Ольги нашла в Интернете информацию о факультетах РГПУ им. Герцена и рассказала о них девушке, которая в итоге отправила туда заявку на поступление. Ольга учится здесь уже семь лет: «За то время, что я в университете, у меня ни разу не возникало желания сменить специальность. Когда я поступила, я поняла, что сурдопедагогика интересна мне больше, чем психология. Мне нравится изучать методики обучения и работы с детьми. Здорово, что сейчас в эту деятельность активно внедряются дистанционные технологии, например, приложения для развития речи глухих. Я тоже хочу помогать сурдопедагогике развиваться и проводить исследования», — рассказывает Ольга. Девушка закончила бакалавриат и магистратуру и сейчас учится в аспирантуре. После второго курса она начала работать лаборантом: выполняла поручения преподавателей, распечатывала документы и отправляла письма. Девушке очень хотелось попасть на кафедру, в коллектив, где всегда помогут, поддержат и подскажут, как сделать лучше. Сейчас Ольга работает в деканате специалистом по учебно-методической работе, а с этого года еще и ассистентом, чему очень рада: «Я думала, что пока не закончу аспирантуру, меня не возьмут. Но мне разрешили вести практические занятия, например, по вербальным и невербальным средствам коммуникации: учиться взаимодействовать с детьми с нарушением уровня слуха, учим жестовую речь», — рассказывает девушка.
За время обучения у Ольги было несколько практик в роли учителя для детей с нарушением слуха: в детском саду, школе слабослышащих и школе глухих. Больше всего ей запомнилась последняя: «Это было одно из самых сложных и страшных испытаний для меня. Первую неделю я не понимала, что происходит вокруг: глухие себя не слышат, поэтому голос у них достаточно громкий, и есть свои особенности произношения слов. Когда ты только попадаешь туда, не понятно, что они говорят, а нужно проводить урок. Но потом начинаешь спокойно общаться на любые темы. Практика заканчивается, а уходить не хочется, поэтому многие потом идут туда работать. Но это правда сложно, потому что дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда показывают прогресс в своем обучении. Для педагога сложно принять то, что ты вкладываешься, работаешь с человеком, а результата нет», — говорит она. Ольге хотелось бы пойти работать в школу, но пока не хочется уходить из университета: «Я бы хотела заниматься с детьми, но я не тот человек, который сможет проработать в школе 40 лет, потому что мне просто надоест, захочется перемен. Это то, что дает университет, каждый год новые студенты, новые люди», — рассказывает девушка.
Ольге интересна сурдопедагогика, хочется проводить исследования. «Самое важное — находить положительное в настоящий момент. Никогда нельзя сказать, как бы сложилось по-другому. Все получится, нужно больше верить в свои силы», — говорит Ольга. Часто мы строим планы на будущее и рассчитываем на то, что все в жизни случится, как нам хочется. Но так не происходит. Планы могут разрушиться даже от вещей, которые от нас не зависят. Многие люди, видя, как исчезает то, на то они рассчитывали, отчаиваются. Но если жизнь складывается не так, как хотелось, это еще не конец. Всегда можно найти выход.