Викторианская эпоха — это период правления в Великобритании королевы Виктории, который длился достаточно долго – с 1837 по 1901 год. Тогда во многих сферах жизни произошли сильные изменения, в том числе и в литературе. К этому периоду относится книга Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Именно этому произведению и эпохе посвящена экспозиция «Алиса в зазеркалье», подготовленная студией ANIMAX во главе с Яной Ковальской. Выставка проходит с 4 февраля по 31 мая по адресу улица Марата, 86 в ТРК «Планета Нептун». «У нас изначально стояла задача погрузить зрителя в произведение «Алиса в Зазеркалье». Сейчас многие люди привыкли к выставкам, где нужно просто ходить и смотреть на экспонаты. Здесь же мы совместили игровую (к любому объекту можно прикоснуться) и образовательную часть – немного рассказали об оптических приборах Викторианской эпохи», — рассказывает Анастасия Дмитриева, старший администратор проекта. Создатели хотят донести до посетителя одну простую мысль: чудеса существуют, только в них нужно поверить.
Вся экспозиция представляет собой семь зон. Они выстроены в таком порядке, что посетитель перемешается от одного эпизода путешествия Алисы к другому. Когда я вошла в первую зону, у меня возникла мысль, что я попала в прошлое: вокруг зеленые обои с орнаментом из цветов, а справа – белый камин с завитками по краю. На стене – портреты королев-предшественниц Виктории: Елизаветы I и Маргариты Анжуйской. Пройдя дальше, я попала в стеклянный коридор, на стенах которого висели несколько часов. На первых время шло очень быстро, на вторых – назад, а на третьих стрелок не было вовсе. Справа — праксиноскоп — первый оптический прибор для демонстрации движущихся рисунков, созданный Эмилем Рейно в XIX веке. Это открытый цилиндр с зеркалами, на внутреннюю сторону которого помещают полосу с картинками. Получается, что картинки движутся очень плавно. Далее пройдя по зеркальному коридору, я увидела старинный калейдоскоп: длинный цилиндр, к которому присоединены три круга, один из которых — цветной. Справа от меня – экран, на который проецировались изображения бабочек. Создавалось впечатление, что насекомое машет крыльями, пролетает по экрану и заворачивает за угол.
Повернув, я увидела следующую зону — аллею с огромными цветами из гофрированной бумаги. В некоторых из них можно было разглядеть лица, вылепленные вручную, а один из цветков был подсвечен ярко-красным — он освещал темную аллею. Я прошла по ней и попала в комнату, напоминавшую столовую.
Первым, что я увидела, был стол, расположенный так, будто бы он падал. На нем были чашки с чаем, фрукты и овощи. Я села на стул и увидела рядом с собой белого кролика, после чего обратила внимание на пол. Он выполнен в виде шахматной доски. В одном из углов помещения также стояли несколько пешек и шахматный конь. Такой выбор дизайна пола командой ANIMAX объясняется просто: во-первых, это одна из отсылок к самому произведению Л. Кэрролла, во-вторых, сама игра является командным хобби. Рядом с фигурами находится выход из этой зоны, последней в экспозиции.
Выставка показывает посетителю не только саму книгу «Алиса в стране чудес», но и время, в которое она была написана. Здесь человек не узнает ничего нового о политических и экономических особенностях Викторианской эпохи, но получит представление о стиле, характерном для нее. Он очень гармонично соединен с современными проекциями и создает атмосферу, помогающую ещё сильнее погрузиться в знакомую книгу.