Я никогда не была особенно заинтересована в спорте: всё кроме танцев и фигурного катания казалось скучным. Однако недавно, проводя очередной вечер в Ютубе, я наткнулась на баскетбольный матч. Слаженная работа и отточенные движения, потрясающая динамика поразили меня. Наблюдая за игрой, я задумалась, что это требует усердной работы: подготовки, тактики, развития физических способностей спортсменов и их ментальной готовности. А всем этим занимается наиважнейший человек – тренер.

По словам Дмитрия Коротченкова, тренера университетской команды, по популярности баскетбол сейчас находится на третьем месте — с первых двух его вытесняет хоккей и футбол. А профессия, наоборот, стала более востребованной, но все еще не вышла на первый план. Дело в том, что ребят чаще отдают в спортивные и частные школы. А для того, чтобы работать в спортшколах, необходимо иметь высшее профильное образование по физической культуре, в секциях и клубах – хотя бы среднее профессиональное: «У меня, например, базовая профильная подготовка, поэтому я могу быть тренером в сборной университета. В спортивной школе же мне бы дали самых маленьких детишек. Но чтобы учить ребят постарше пришлось бы проходить подготовку в большем объёме или получать «вышку», — рассказывает мужчина. Его личный путь начался ещё в детстве; родители и бабушка с дедушкой играли в баскетбол. Они же и дали совет тогда ещё мальчику заниматься этим спортом. Он стал играть в спортивной школе, а потом и в университетской сборной. Закончив учреждение, Дмитрий получил приглашение там работать. «Во время тренировок наш тренер говорил, что в свободное время мы должны чем-то заниматься: пойти побросать мяч, побегать, подтянуться или выполнить определенное упражнение: нужно было одновременно подкидывать два баскетбольных мяча в воздух, как упрощённый вариант жонглирования. Он шутил, что тот, кто не сможет это выполнить, «полетит вон из команды». Тогда мы воспринимали все всерьез. У многих не получалось и у меня в том числе. Но когда я научился, то был невероятно горд собою», — рассказал Дмитрий.

Для своих тренировок Дмитрий набирает ребят в августе-сентябре: нужно сдать нормативы. И когда начинается сезон – идет монотонная работа. «Во время тактической подготовки, занятия в зале могут доходить до 3 часов, поскольку объяснения требуют много времени». Соревнования по баскетболу проводятся с октября и до весны: март-апрель играют регулярные чемпионаты – одна-две игры в неделю. После, уже во многих соревнованиях плей-офф – игры на вылет. Тогда вся подготовка сводится к тому, чтобы выйти на пик своей формы.

Помимо физической подготовки немаловажным является ментальная стабильность ученика – в какой-то мере за это тоже отвечает тренер. Дмитрий считает, что с ребятами нужно обязательно говорить. И бывают ученики, с которыми разговоров требуется чуть больше. «У нас был юноша в команде, который сильно переживал, что играет хуже остальных, но у него было огромное желание заниматься. С ним приходилось периодически разговаривать, чтобы он понимал, что отношение к нему из-за этого не меняется».  По мнению Дмитрия, неравнодушие тренера к своей профессии – это важный фактор для становления действительно хорошим специалистом, потому что даже обстановка в команде зависит не только от коллектива, но и от него. «В моем понимании, все-таки нужно жить командой, понимать какие у ребят потребности, зачем они здесь собрались. И, конечно, заниматься не только подготовкой физической, технической и так далее, но и все-таки формированием коллектива, какой-то воспитательной работой — тогда это в полной мере работа тренера, а не просто администратора зала». Для поддержания дисциплины у Дмитрий свой метод: донести, что ошибка – это не страшно, но она влияет на весь коллектив. Если человек опоздал – челночный бег отрабатывает вся команда, опоздало двое – команда бегает два «челнока». Кроме этого, сплочённой команду помогают держать традиции, совместные поездки и сборы. «У нас в позапрошлом сезоне заканчивал играть парень. На последний матч мы хотели приготовить ему сюрприз: подарить пледик и пару предметов с символикой университета. Такие вещи тоже влияют на формирование коллектива. Важно показать, что после конца карьеры, принадлежность к команде осталась», – поделился историей тренер.

Разговор получился действительно увлекательным: для себя я открыла незнакомые ранее вещи о баскетболе, а Дмитрий оказался человеком, явно увлеченным своим делом. Я думаю, что заинтересованность в этой профессии – самое важное, ведь тренер – это тот человек, который играет огромную роль в жизни спортсмена не только как личности, занимающейся развитием физического состояния, но и моральной поддержки. Именно от него зависит настрой спортсмена,  его готовность к дальнейшей игре. Если говорить о профессиональном спорте, то тренер становится для человека всем: и учителем, и психологом, и другом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *