По дороге до нашей дачи я каждый раз замечаю большую гору гниющего мусора посреди леса, куда еженедельно свозят отходы, и с каждым моим приездом она становится всё больше и больше. В один момент, смотря на эту картину, я задумалась о том, что хоть и представляю, какие последствия это несёт за собой, но не знаю, как помочь исправить ситуацию. Наткнувшись на анонс выставки «HYDRA искусство новых медиа в контексте эко-тревожности», которая проходит с 11 сентября по 31 января в общественном пространстве Севкабель Порт, я решила её посетить, чтобы найти ответ на свой вопрос.

На выставке представлены инсталляции современных российских и международных художников, работающих в области art&science, то есть в синтезе науки и современного искусства. Проект состоит из нескольких частей: выставки, публичной образовательной программы и программы лаборатории HYDRA для молодых художников и учёных. Главная метафора проекта: «Гидра: это и вода, стихия наиболее близкая Петербургу, и мифическое существо, у которого на месте срубленных голов вырастают новые». Задача проекта – рассказать про экологические проблемы, вымирание животных, глобальное потепление, атмосферное загрязнение.

Выставка состоит из трёх разделов, которые называются «внимание», «разрушение» и «симуляции».  Они находятся в большом павильоне — помещении бывшего завода, и представлены тринадцатью отделёнными полумрачными комнатами, вход в которые зашторен чёрной или серебристой тканью. Первый раздел направлен на то, чтобы рассказать посетителям про последствия применения новых технологий, процессы, которые разрушают экосистему, осветить, как человек относится к этой ситуации. Самой необычной из этого раздела мне показалась работа «Гад» — черно-белое зацикленное видео, на котором идет бесконечный серый дождь и неторопливо движется массивное существо, напоминающее дождевого червя. Я непрерывно смотрела не него, и с каждой минутой всё больше погружалась в свои мысли, в какой-то момент мне показалось, что видео действует словно гипноз. Червь как нескончаемое количество проблем давил на меня, и сразу возникало неприятное чувство отторжения и тревоги, а дождь, наоборот, скорее вызывал обратный эффект — апатию, подталкивая к осознанию, что многие разрушительные процессы уже необратимы.

 

«Внимание» — второй раздел, рассказывающий о том, что не все действия человека оказывают негативный эффект на природу и живых существ. К нему относится спектакль win><win. Он проходит в двух маленьких комнатах, которые соединяет крупный аквариум, заполненный медузами. Каждый посетитель надевает наушники, и слушает историю об адаптации медуз к меняющимся условиям. Так я узнала, что создание новых заводов и производств на воде наоборот очень выигрышны для некоторых морских существ. За счет увеличения температуры воды в океане, гибнут морские хищники, и для медуз создаются благоприятные условия существования.

 

И третий, «Симуляции» — раздел про будущее, новые технологии, про границы между природным и цифровым миром. Задается главный вопрос: «что нас ждёт в этом будущем, где природное разнообразие значительно уменьшается?». По помещению передвигаются роботы, в каждом из которых установлены датчики, действующие на керосине, а газоанализаторы определяют запах. Роботы «общаются друг с другом» по запаху, и на основании полученной ими информации договариваются друг с другом без помощи человека. Чтобы попасть из одного зала в другой надо пройти коридор с искусственной грязью, на которой оставлены отпечатки ног человека, сделана она из гидро-изоляционной пленки вторичного использования.

 

Свет и звук — неотъемлемая составляющая каждой экспозиции, и особенно это заметно в самой популярной работе — инсталляции whispers. Это большая шестиметровая конструкция с пластами полиэтилена, системой света, вентиляторов и настоящих авиационных турбин, которая напоминает разбивающиеся о берег волны за счёт мощного звука и сильного ветра, буквально сбивающего с ног. Из-за тревожной музыки, постоянных всплесков цветов, долгих медитативных видео на голографических экранах, я долго не могла понять, какие точно испытываю эмоции: от восхищения и любопытства, до опустошённости и потерянности.

 

Меня удивила каждая экспозиция на выставке, поскольку они все созданы из неодноразовых материалов, то есть с минимальным вредом для окружающей среды. Я решила узнать у куратора выставки, Ольги  Вад, почему для проекта был выбран язык современного искусства: «Мы хотим, чтобы люди могли не просто проанализировать выставку, но и эмоционально и физически прочувствовать. Нам важно затронуть тему экологии в необычном формате». Также Ольга добавила, что главная задача проекта — дать объективную оценку происходящему.

 

После посещения выставки я стала больше обращать внимание на экологические проблемы, даже на те, которые раньше казались незначительными. Теперь, проезжая мимо дачи, я выскажу родителям свои мысли насчёт того, что можно предпринять, чтобы избавиться от той горы мусора, и мы вместе подумаем над решением.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *