Знаменитая мраморная Мариинская стена из оникса, камня медового цвета, встречает посетителей. Символ второго здания Мариинского театра всегда приковывает внимание гостей и фотографов. Но как только люди входят в зрительный зал с волшебной акустикой, их внимание направляется на сцену. Девятого сентября я посмотрела спектакль «Орлеанская дева» Петра Ильича Чайковского. Опера представляет события Столетней войны, когда обычная крестьянка Иоанна (так Чайковский называл Жанну д’Арк) во главе французского войска одержала победу над англичанами в решающей битве у Орлеана. Выполнение своего долга и призвания – главный нравственный вопрос, который раскрывается в опере.
Действие спектакля Алексея Степанюка начинается в лесу под деревушкой Домреми. Из мрака сцены возвышаются огромные стволы деревьев. Постановки знаменитого мариинского режиссера отличаются изяществом и масштабностью – он передал дух Средневековья. Из-за деревьев выходят нимфы, которые потом становятся крестьянками. Нимфы предваряют, что лес – это магическое пространство. На сцене появляются главная героиня Иоанна (Екатерина Семенчук) – немного полная девушка с рыжими кудрявыми волосами, одетая в простое крестьянское серое платье; ее отец Тибо и жених Раймонд, за которого юная девушка-воин отказалась выходить замуж, потому что Бог видит другую задачу для Иоанны. После разговора с Богом она осознала, что ее истинное предназначение – не в семье, а в военной победе. Иоанна понимает, что ее долг – помочь Франции выиграть войну.
Вячеслав Окунев художественно оформил представление. Он подобрал максимально приближенные к эпохе бархатные костюмы со стразами, пышные платья, рыцарские атрибуты, переливающиеся драгоценности и декорации. Заслугой Вячеслава Окунева является ощущение зрителя в той реальности, которая воспроизводится на сцене. Пол разделен на шестнадцать передвижных конструкций, которые двигаются и моментально преображают сцену. Так, мы оказались в замке Шинон Карла VII и его возлюбленной – Агнесы. Декорации соответствовали готическому замку Средневековья: темные двери с крестами и святыми, витражные окна, пинакли (башенки, увенчанные высокими остроконечными пирамидками). Замок изображен в мрачных тонах, а готическое кружево показывает масштабность декораций: ажурные своды есть на потолке и стенах. Исчезает грань между сценой и зрителем: создается ощущение, что находишься в замке. Жизнь в нем устроена по-другому, представители власти словно находятся за пределами войны, устраивают «пир во время чумы». Правитель Франции (Александр Михайлов, тенор) изображен в спектакле трусом. Он беспокоится лишь о личной судьбе и перед страхом смерти готов сбежать и оставить свой город. Но не все в замке были в отчаянности, рыцарь Дюнуа не только не побоялся возразить королю, но и собирался защищать город ценой жизни. Верный рыцарь – образец выполнения долга, он готов умереть вместе со своим городом.
И мы вновь оказались в лесу, где идет сражение. Зрители слушают звуки битвы, музыка изменилась: стала торжественной, боевой, динамичной. Без внимания не осталась и слаженная работа художников по свету (Ирина Вторникова) и видео (Виктория Зотникова). Созданные ими свето-эффекты визуально меняли атмосферу. Так, во время оперы создавалось ощущение, будто падали солнечные лучи, на небе сияла луна, а на заднем экране фон окрашивался в разные цвета, изображая пожар или туман, темную ночь или красно-оранжевый закат. В Иоанне сочетаются образы освободительницы, надежды Франции и простой крестьянки, которой удалось возглавить французское войско и довести его до победы: в служении королю и всей Франции она видит свой долг. В опере также раскрывается мотив леса. Именно там ведутся битвы, Иоанна знакомится со своим «любимым врагом» Лионелем (Павел Янковский, баритон), она борется с соблазном любви. Героиня осознает, что земная любовь помешает ее божественному долгу. Лес – место главных действий в жизни Иоанны, это не только символ теней и опасностей, но еще и чудесное, магическое, Божье пространство, где Орлеанская дева общается с ангелами и Богом.
Выдающийся дирижер Валерий Абисалович Гергиев руководил оркестром и выразил красоту музыки Чайковского. Нельзя не отметить, как точно подобраны актеры для оперы. Смятения главной героини между Божьим обетом и любовью передала Екатерина Семенчук (меццо-сопрано). Иоанна не отрицает, что нарушила обещание Богу, поддавшись соблазну земной любви, она покорно осознает, какой будет ее дальнейшая судьба – ее обвинили в колдовстве. И чтобы заслужить Божье прощение, она должна принять свое будущее, как обязывает долг истинного христианина. В Средневековье всех неверующих, еретиков и ведьм заживо сжигали на костре. Изъявив последнюю волю, Иоанна просит умереть на кресте. Зрители увидели ужасающую сцену сожжения: появился дым, крест раскалялся и подсвечивался красным, огонь становился все больше и больше. Огонь символизирует пламя, в котором сгорают войны мира и ненависть людей, а также Божье пламя, которое очищает душу. И над этим огнем возвышается смиренная Орлеанская дева, спасительница Франции. Современная опера доказывает, что историю можно изучать не только по книгам и учебным пособиям, но и в театре: восхищаясь талантливой игрой актеров и смотря грандиозный спектакль. «Долг – превыше всего,» – фраза, которая полностью раскрывает идею спектакля и показывает, что ради выполнения долга люди готовы пожертвовать даже своей жизнью.