Мы с моей подругой и ее младшими братьями приходим на детскую площадку. Мальчики  играют, бегают, катаются на горке. Но когда они подходят к другим ребятам, их мамы просят нас забрать своих детей  и не приближаться, потому что «они больные и это заразно». Все из-за того, что у братьев моей подруги расстройство аутистического спектра (РАС), и они ведут себя иначе, чем другие: несвязно разговаривают, плохо выражают эмоции и могут проявлять агрессию.

Несмотря на то, что есть люди, которые негативно относятся к детям с особенностями, в наше время ситуация значительно лучше, чем была раньше. Сейчас существуют инклюзивные пространства, в частности детские садики, школы, кафе и даже театры. Общество стало обращать внимание на людей с РАС и другими  отклонениями и пытаются приобщить их к социальной жизни. «Если объяснять через личное виденье, то инклюзия – это, в первую очередь, про принятие любого человека с его сложностями, особенностями, независимо от того, физические они или психологические. Задача инклюзивных пространств – создать равные возможности в мобильности, получении образования и трудоустройстве. Сделать все это мы можем, только когда будем относиться на равных ко всем окружающим нас людям, с ограничениями и без», – рассказывает детский психолог и специалист по инклюзии Дарья Степанова. Инклюзивные пространства позволяют заниматься в них как людям с особенности, так и нормотипичным. Например, в детском центре «Йом-йом» занятия проходят также, как и в остальных садиках: ребята изучают математику и письмо, рисуют и играют на музыкальных инструментах. «Помимо общих занятий, есть индивидуальные. Например, арт-терапия, коммуникативно-игровые группы», – объясняет Дарья. Детей с особенностями включают в общую группу не сразу, а после консультации с родителями и разработки индивидуальной программы. Когда они присоединяются к остальным, за этими детьми закрепляется «ведущий случая» – специалист, который подбирает методику занятий, проводит наблюдения за ребенком и делает на основе этого выводы об особенностях поведения.

Один из основных мифов – это то, что инклюзивное пространство негативно сказывается на развитии нормотипичных детей. Однако «обычный» ребенок, находясь среди особенных, учится тому, что к каждому человеку нужен индивидуальный подход. Иногда взаимодействие детей затрудняется, потому что ребенку с особенностями сложно, например, присоединиться к игре, а нормотипичный не понимает, как можно подключить того к компании. В таких случаях помогают воспитатели и специалисты, а дети учатся быть эмпатичными и вежливо общаться друг с другом.

У меня был опыт работы в инклюзивном детском садике. Я была волонтером на программе «Умное воскресенье» в центре «Йом-йом». Занятия там проходили каждую неделю по утрам. Дети занимались керамикой, математикой, рисованием и жонглированием. Помимо волонтеров-подростков, в садике присутствовали воспитатели и тьюторы, прикрепленные к детям с особенностями. Задача волонтеров была – следить, чтобы все вели себя культурно, слушали воспитателя и выполняли задания. За время работы там я многому научилась и многое узнала, например, как правильно реагировать на те или иные действия детей. У волонтеров нашей программы был специальный свод правил, в котором объяснялось, как вести себя с детьми. Во-первых, всегда можно попросить заменить тебя, если ты устал от ребенка, так как в таком случае страдать будут все. Во-вторых, если ребенку нужно дать какую-то «инструкцию» действий, надо говорить короткими предложениями, не используя частицы «не». Например, «не иди туда» нужно заменять на «стой». Фразы нужно подчеркивать интонацией и громкостью голоса. Также нужно обязательно хвалить ребенка, если он что-то делает хорошо, это мотивирует детей работать дальше. Нельзя делать что-то за детей, нужно помогать только там, где требуется помощь, иначе ребенок подумает, что вы все можете делать за него и не станет больше работать. Если ребенок не хочет заниматься или устал, ему нужно дать пять минут отдыха в коридоре, отдельно от остальных. Там он может покричать, побегать, а по истечении времени присоединиться к занятию. Основная трудность заключается в том, что ты не можешь выделять какого-то одного ребенка из группы, не обращая внимания на остальных. В таком случае ты будешь заботиться только о нем и делать для него больше, чем для других. Дети это замечают и обижаются. Если все же происходит «привязка», например, у тьютора, то этого ребенка отдают другому работнику.

Эти правила относятся ко всем детям, неважно, особенный это ребенок или нормотипичный. Инклюзивные центры не выделяют кого-то и придерживаются правила «Ты такой же, как я, и имеешь право на все то, на что имею право я».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *