«Ася, ты приедешь ко мне весной? Я смогу прилететь в Питер только в сентябре, хочу увидеться пораньше…». С моей подругой Кариной мы познакомились в 2018 году в группе для интернет-друзей. Несмотря на все стереотипы о таком общении, мы до сих пор поддерживаем близкие отношения.

В социальных сетях есть множество сообществ, в которых люди составляют анкеты и находят себе друзей из самых разных уголков мира. Этот способ общения стал популярен из-за своей доступности: многие подростки гораздо чаще проводят время в интернете, чем на внешкольных занятиях или на улице. Но вместе с возможностями, которые он открывает, существует множество опасностей. Во времена популярности игры «Синий кит» родители многих детей запрещали дружить в интернете, говоря об опасности, которая может ждать их. В социальных сетях можно представить себя в любом обличии, выдать себя за другого человека. С одной стороны, это удобно для людей, которые стесняются своей внешности и не могут найти друзей в реальной жизни. Но с другой стороны, интернет-дружба исключает возможности, что твоя подруга-ровесница из другого города может оказаться взрослым мужчиной.

Мои родители запрещали мне общаться в интернете с незнакомыми людьми, ведь «ты никогда не сможешь наверняка узнать, кто сидит по другую сторону экрана». Поэтому мне приходилось скрывать от них мое общение с подругой из Москвы несколько лет, говоря, что это старая знакомая, которая переехала из моего города. Сама я никогда не боялась с ней дружить, мы часто созванивались по видеосвязи, делились переживаниями. В то же время я старалась не давать личную информацию, не рассказывать о месте жительства. Иногда я даже создавала фейковые страницы, чтобы ощущать безопасность. Через некоторое время я объяснила маме, что я уверена в моем общении с подругой.

После нашей первой личной встречи с Кариной я стала общаться с ней более сдержанно. В нашем общении присутствовал «эффект попутчика» — это психологический феномен, при котором людям проще рассказывать о своих чувствах и делится мыслями с незнакомцами, нежели с близкими людьми. Мне было легко доверять человеку, которого я не видела в жизни, так как я выстроила в голове идеальный образ Карины и отчасти даже не понимала, что она реальный человек. Мы созванивались по видеосвязи, записывали друг другу голосовые, но все это происходило через призму экрана телефона. Как только мы встретились, я стала реже рассказывать личные вещи про себя так же, как и Карина. Мы стали меньше общаться. Я поняла, что этот человек реален, и мне стало сложнее доверять ей.

Такой вид общения сложен для меня тем, что часто не видишь реальных эмоций человека и его реакцию на то или иное сообщение. Также мне важен тактильный контакт — прикосновения дают мне понять, что меня видят и слышат, и создают доверие. Оно пропало, когда мы с Кариной снова перешла на формат переписки и удаленного общения.

Интернет-общение помогает подросткам в трудный период жизни, когда сложно найти друзей. Но когда человек находится далеко, часто он важен не как личность, а как своеобразный диктофон или личный дневник. Ему можно выговориться, получить обратную связь, помочь в ответ и в любой момент безболезненно уйти. Личная встреча в таком общении – это претензия на настоящую дружбу с незнакомым человеком. С Кариной у меня не было периода зарождения общения, поэтому мне стало сложно дальше общаться с ней так же близко, как раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *