На уроках хореографии, когда я еще занималась фигурным катанием, Людмила Станиславовна – наш тренер, рассказывала истории из своего «спортивного детства». Мне захотелось узнать почему она закончила свои занятия: «Я была на пике карьеры: получила мастера спорта. Вся жизнь проходила на льду. И во время моего переходного возраста я получила травму — разрыв связок. Из-за этого располнела, и после пришлось бороться за восстановление фигуры и физической силы. У меня произошел сложный разговор с тренером, после которого я вышла в слезах и сказала, что больше заниматься не смогу». Слушая Людмилу Станиславовну, я вспомнила свое детство в фигурном катании: постоянные ссоры с мамой из-за слов тренеров о моих ошибках, слезы после проигрыша, истерики. В итоге моя карьера завершилась одним неудачным падением на колено. В спорте, если ребенок получает травму, то в большинстве случаев это означает конец занятиям. Причина этому то, что на восстановление уйдет слишком много времени, а после ты будешь никому не нужен. Так получилось и со мной, и с моим тренером. Проблема заключается в том, что большой спорт наносит физические и психологические травмы детям из-за неправильного подхода.

У занятий спортом есть свои плюсы: несмотря на то, что карьера спортсменов довольно короткая, она хорошо оплачивается. Спорт не только наносит травмы, но и формирует характер: учит добиваться целей и делает человека более стрессоустойчивым. В какой-то момент я заметила, что редко плачу, а особенно при других людях. Думаю, это благодаря спорту. Ведь там, если я проигрывала- значит знала, что есть над чем работать, и в следующий раз все должно получиться. Если же что-то не получалось я понимала, что слезы – не выход, надо думать в чем ошибка, работать ещё больше. Упала на выступлении- нельзя опускать руки, бороться нужно до конца, а если все совсем плохо- все равно лучше не плакать, чтобы не показывать слабость при сопернике. Спорт также помогает формировать ответственность: очень часто, если я бралась за какое-то дело, я обязательно его завершала, добивалась цели, особенно если на меня кто-то рассчитывал. На соревнованиях нужно было хорошо выступать, потому что спортсмен представляет не только себя, но и свой клуб, тренера, город.

Многие думают, что профессиональные спортсмены – это самые здоровые люди на свете. Причиной такому мифу иногда становится информация в СМИ, которые пишут о бесконечных достижениях и победах, прикрепляя фотографии радостных спортсменов и показывая «идеальные» репортажи с тренировок, где все веселятся и шутят. На самом деле, спортивные занятия проходят очень напряжённо. Начиная с 7 лет мой график состоял из двух утренних тренировок: в зале и на льду, нескольких уроков в школе и сразу после ещё двух занятий. Когда к нам на занятия приходили снимать программы-это было лишь постановкой, потому что на тренировках физически устают как спортсмены, так и тренеры, и отвлекаться ни на что не хочется. В большом спорте с самого детства прививается то, что соревнования — самое важное, а их результат — главная цель в жизни. Поэтому, когда маленькие спортсмены проигрывают на первенствах — это трагедия как для ребенка, так и для его тренеров и родителей. На городских чемпионатах по фигурному катанию, я не раз видела, как после неудачного выступления, стабильно плачут по 5 человек после награждения. И я сама, всегда очень расстраивалась, когда не занимала призовое место. Как правило, в такие моменты тренеры не утешали своих учеников, а обязательно кричали и говорили, что они ничего не умеют. Мне с каждым проигрышем и падением действительно все больше казалось, что я ничего не умею.

В спорте и становлении каждого спортсмена огромную роль играют тренеры. После фигурного катания я начала заниматься керлингом. Там я попадала в стрессовые ситуации из-за поступков моих тренеров. Например, был случай: они сказали, что я участвую в соревнованиях, но за день до начала, сообщили, что меня сняли с игр. Вместо меня выступила девочка с худшей статистикой, она не ходила на тренировки несколько месяцев. Для меня это был важный отбор, я проплакала целый вечер. Тогда я поняла, что для этих тренеров личные отношения играют огромную роль. Они выделяют любимчиков, что в спорте недопустимо: этим они уничтожают желание заниматься у тех, кто не вошел в их «список». Сейчас, вспоминая это, я анализирую поступки своих тренеров, понимаю, что они совершенно не понимали, как устроена психика детей. О психологии спортсменов и тренеров мне рассказал Михаил Андреев, спортивный психолог сборной Шотландии по керлингу: «В детском профессиональном спорте проявляются различные отрицательные качества педагогов или родителей. Худший из них– перфекционизм. При его появлении происходит эмоциональное выгорание ребенка или зацикливание лишь на победе. Хотя лучше сделать упор на то, что может привести к той самой победе-тренировки». Безусловно, некоторые травмы и проблемы у профессиональных спортсменов появляются не только из-за тренеров или родителей. В профессиональном спорте немаловажным аспектом является политика, всем необходимо показать, что их выступающие первые. Есть виды спорта, где страну на международном уровне представляют не взрослые с устоявшейся психикой, а подростки. Там на них оказывается давление со стороны как своей страны, так в некоторых случаях и других. Подростки зачастую не могут с ним справиться. В пример можно привести случай на Олимпиаде 2022 года в Пекине. На пятнадцатилетнюю российскую фигуристку Камиллу Валиеву начали оказывать давление олимпийский комитет и другие страны: девушку подозревали в использовании допинга. Это привело к суду, а позже ультиматуму со стороны спортивного комитета: «Если Валиева займет призовое место-награждения не будет». Россия все еще ждала от фигуристки победу, возлагая огромную ответственность. Уже измотанная всей ситуацией она не смогла достойно выступить и заняла лишь четвертое место.

Спорт чаще всего является любимым увлечением детей, с которым он хочет связать свою жизнь, поэтому очень важно не уничтожать мотивацию ребенка. «Не все педагоги могут отследить развитие психологических травм. Поэтому, когда у детей исчезает желание заниматься, взрослым проще наругать и сказать, что он или она ленивая и нанести еще больший вред. Лучше, прежде чем в чем-то обвинять детей, разобраться в проблеме и понять ее истоки. Ведь причиной проигрыша может быть переутомление, эмоциональное выгорание и многое другое», — рассказал Михаил. Он также добавил, чтобы снизить риск травм: физических и психологических и сделать карьеру многих продолжительнее обязательно нужно разговаривать как с ребенком, так и с родителями и даже педагогами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *